Слайд 2
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1.1 Художественная
литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ.
Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
Слайд 3
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1.7 Литературные
роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман,
роман-эпопея, повесть, рассказ,
очерк, притча; поэма, баллада;
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода,
сонет; комедия, трагедия, драма.
Слайд 4
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1.8 Авторская
позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
Антитеза. Стадии развития действия:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.
Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос.
Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
Слайд 5
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1.9 Деталь.
Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира,
юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Слайд 6
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1.13 Стиль.
1.14
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник.
Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
Слайд 7
Литературные роды и жанры
Эпос - один из
трех основных родов литературы, в отличие от лирики и
драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого.
Слайд 8
Литературные роды и жанры
Эпос
В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры
эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк.
К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.
Слайд 9
Роман
РОМАН - (от франц. roman - первоначально: произведение,
написанное на одном из романских (т. е. современных, живых)
языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.
Слайд 10
Роман
Условно типологию романа можно представить следующим образом: по
темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический,
женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Р. По структурным признакам: Р. в стихах, Р.-путешествие, Р.-памфлет, Р.-притча, Р.-фельетон и др. Нередко определение соотносит Р. с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип Р.: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон"). Особый тип Р. – полифонический.
Слайд 11
Повесть
ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический
жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя
(героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Слайд 12
Рассказ
РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого
объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько
событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.
Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.
Слайд 13
Очерк
ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на
фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие
от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный и художественный О. В публицистико-документальном очерке документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.
Слайд 14
Притча
ПРИТЧА - Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного
характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической)
форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории
Слайд 15
Поэма
ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) -
лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение
(стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др.
Первоначально, в античную эпоху, основу содержания поэмы составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: поэмами стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: Н.В. Гоголь «Мертвые души»).
Слайд 16
Баллада
БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня)
- жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно
небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни.
Баллада - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.
Слайд 17
Литературные роды и жанры
Лирика - (от греч.
lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из
трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Слайд 18
Литературные роды и жанры
Тематически (условно) различают лирику
пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К
жанрам лирики обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.
Слайд 19
Сонет
СОНЕТ - (от итал. sonette - песенка) -
стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух
четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Возник в Сицилии в XIII в., позднее к этой форме обращались Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир и др. Первый русский сонет принадлежит В.К. Тредиаковскому. В ХХ в. сонет стал популярным жанром философской и любовной лирики.
Изысканной поэтической формой считается венок сонетов - поэма из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих предыдущего сонета повторяется в первой строке следующего, а завершающий произведение сонет (магистральный, т. е. основной) состоит из первых строк всех предшествующих, например, "Венок сонетов" В. Солоухина ("Венок сонетов - давняя мечта...").
Слайд 20
Элегия
ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia < от elegos -
жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат.
meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма.
Слайд 21
Послание
ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное
в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы,
пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. послания.
Слайд 22
Ода
ОДА - (от греч. oide - песня) -
жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо
человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".
Слайд 23
Эпиграмма
ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) -
короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик
на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого":
Карету мне, карету!
("Горе от ума", акт IV)
На сцене видя пьесу эту,
Я об одном лишь плакал факте,
Что Боборыкину карету
Не предложили в первом акте.
1864
Слайд 24
Литературные роды и жанры
Драма - (от греч.
drama - действие)
1) Один из трех основных родов литературы,
отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили.
2) Драма в узком смысле слова - один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.
Слайд 25
Комедия
КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая
толпа < k?mos - веселая толпа, процессия на дионисийских
празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают "К. положений" (предпочтение отдается событиям, интриге: Шекспир "Комедия ошибок"), "К. нравов" (в основе ее - яркое изображение общественных нравов: "Тартюф" Ж.-Б. Мольера), сатирическую К. ("Клоп" В.В. Маяковского), К. характеров (источник смешного - характеры: "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей К. (Н.В. Гоголь "Ревизор").
Слайд 26
Трагедия
ТРАГЕДИЯ - (от греч. tragodia - козлиная песнь
< греч. tragos - козел и ode - песнь)
- один из основных жанров драмы в 1 знач. : пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета Т. - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису. Вершинами жанра Т. считаются пьесы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, а в новое время - Т. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина Ф. Шиллера, И.-В. Гете, А.С. Пушкина и др.
Слайд 27
Тема и идея
Тема - (от греч. thema
- то, что положено в основу) - предмет изображения
в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под темой понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что "прочитывается" за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Например, тема романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - не конфликт поколений, персонифицированный в образах Базарова и Кирсановых, а исследование нового человеческого типа (нигилиста), появившегося в русской жизни в 40-х - 50-х гг. XIX в. Этой же теме посвящен роман Н.С. Лескова "Некуда".
Слайд 28
Тема и идея
Идея - от греч. idea
- идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая
в основе художественного произведения. Идея реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.
Слайд 29
Проблема
ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) -
вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Проблема
может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).
Слайд 30
Проблематика
ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем,
которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме.
Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.
Слайд 31
Сюжет
СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) -
событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях,
развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С.И. Кормилова, сюжет можно назвать "образом события или цепи событий", в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.
Слайд 32
Фабула
ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование)
- цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении,
положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).
Слайд 33
Композиция
КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение,
сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его
частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и др. композицию.
Слайд 34
Стадии развития действия
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio -
изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.)
и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
Слайд 35
Стадии развития действия
ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее
началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод,
определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.
КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.
Слайд 36
Стадии развития действия
РАЗВЯЗКА - структурный элемент сюжета: заключительный
эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного
произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.
ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
Слайд 37
Лирическое отступление
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - внесюжетный элемент произведения: непосредственное
авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или
имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).
Слайд 38
Конфликт
КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) -
острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов,
положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.
Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие. Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).
Слайд 39
Автор
АВТОР - (от лат. au(c)tor
- создатель) - следует разграничивать понятия:
биографический автор, писатель (А.С.
Пушкин, 1799 - 1837);
автор - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
автор - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).
Слайд 40
Персонаж
ПЕРСОНАЖ - (фр. personnage, от лат. persona -
лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного
произведения.
Персонажи подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин персонаж употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.
Слайд 41
Характер
ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от греч. character - черта,
особенность) - художественный образ человека, в котором, в отличие
от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).
Слайд 42
Тип
ТИП - (от греч. typos - образец) -
художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого
воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. Как вид художественного обобщения типизация характерна прежде всего для реализма. Например, русской литературой XIX в. были открыты типы маленького человека (Самсон Вырин в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин в "Шинели" Н.В. Гоголя), лишнего человека (Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Рудин в одноименном романе И.С. Тургенева (которому и принадлежит определение, впервые появившееся в "Дневнике лишнего человека") и др.
Слайд 43
Лирический герой
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - наделенный устойчивыми чертами личности,
неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит
о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя.
Слайд 44
Портрет
ПОРТРЕТ - ( фр. portrait - портрет, изображение)
- одно из средств создания образа: изображение внешности героя
литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности, действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения.
Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", портреты героев Ф.М. Достоевского.
Слайд 45
Пейзаж
ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays -
страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки,
в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.
Слайд 46
Пейзаж
В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного
метода пейзаж выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская
литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении пейзаж, как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда - традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п.
Пейзаж может выполнять и социальную функцию (например, 3 гл. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В лирике пейзаж обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.
Слайд 47
Ремарка
РЕМАРКА - (от франц. remargue - замечание, примечание,
пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора
к тексту пьесы. В Р., предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто Р. открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) Р.
Слайд 48
Пафос
ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство)
- эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный
настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, комический.
Слайд 49
Сказ
СКАЗ - 1. Тип повествования, основанный на стилизации
речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование
в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, неполных предложений). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко.
2. Повествовательный жанр, произведение в форме сказа.
Слайд 50
Внутренний монолог
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - художественный прием психологизма :
воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и
не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. Внутренний монолог имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность.
Слайд 51
Деталь
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность,
мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный
автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения.
Слайд 52
Символ
СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная
примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В
отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, символ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.
Слайд 53
Подтекст
ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо,
но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев
внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования подтекста являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .
Слайд 54
Психологизм
ПСИХОЛОГИЗМ - (от греч. psyche - душа и
logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни
человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
Психологизм может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л.Н. Толстого) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики).
Слайд 55
Трагическое
ТРАГИЧЕСКОЕ - (от греч. tragodia - козлиная песнь
< греч. tragos - козел и ode - песнь)
- эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение (КАТАРСИС), возвышает душу читателя. Трагическое может быть свойственно произведению любого жанра.
Слайд 56
Комическое
КОМИЧЕСКОЕ - (от греч. komikos - смешной, веселый)
- эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их
критическую оценку. В основе комического - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п.
Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.
Слайд 57
Сатира
САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина,
всякая всячина) - Вид комического: способ проявления комического в
искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.
Слайд 58
Юмор
ЮМОР - (от англ. humour - комизм, причуда,
нрав < лат. humor – влага; восходит к с
древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) - вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.
Слайд 59
Сарказм
САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо")
- издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка,
содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование.
Слайд 60
Гротеск
ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) -
вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или
явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от прочих разновидностей комического тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Слайд 61
Реминисценция
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) -
неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о
нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых) , заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д.
Слайд 63
1. Укажите название средства художественной выразительности, которое использует
Тютчев
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка
увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Слайд 64
2. Как называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой
и интонацией?
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим
искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Слайд 65
3. Какой художественный прием синтаксической организации стиха применяет
Тютчев?
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты
русского народа.
Слайд 66
4. Какое средство использует Фет, наделяя природу человеческими
чувствами и переживаниями?
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней,
Так и льнет, целуя,
Тайно
и нескромно
Слайд 67
5. Как называются созвучия концов стихотворных строк?
Летний вечер
тих и ясен.
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно-красен,
И реки
блестят извивы.
Слайд 68
6. Укажите название художественного приема (стилистической фигуры),
использованного Толстым
в названии романа «Война и мир» и ставшего
композиционной опорой
произведения.
7. Назовите термин, обозначающий традиционную форму сказочного
начала, которую использует Салтыков-Щедрин в сатирических сказках
(«жили-были два генерала», «в некотором царстве…»)
Слайд 69
Ответы
Метафора
Строфа
Анафора, параллелизм
Олицетворение
Рифма
Антитеза
Зачин