Слайд 3
Основной пафос «Маленьких трагедий» – попытка показать в
разных аспектах ценность
нравственных законов, их непреложность.
Слайд 4
Пушкин показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных
законов (по разным причинам) и приходит к выводу, что
любой отход приводит к деградации личности, человек лишается самого главного – смысла своего бытия.
Слайд 5
Пушкин как бы кладет на одну чашу весов
нравственный закон, а на другую помещает попеременно человеческие соблазны.
Слайд 6
В «Скупом рыцаре» – это власть.
Для Барона
скупость и накопительство – не цель.
Золото и деньги для
него лишь олицетворение власти над людьми.
Ему достаточно даже не самой власти, а осознание собственной силы, возможности того, что «стоить лишь захотеть…».
Слайд 7
Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека
в Бароне.
Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти.
Слайд 8
В результате в Бароне не остается никаких человеческих
черт, чувств – ни любви к сыну, к ближнему,
ни сострадания.
Последние его мысли перед смертью о ключах.
Слайд 9
«Ужасный век, ужасные сердца!»
Слайд 10
В «Моцарте и Сальери» это слава.
Сальери всю жизнь
добивается славы, но, достигнув ее, понимает, что природа творчества
иная – пример тому Моцарт.
Слайд 11
Творчество, по Пушкину, это воплощение радости жизни, чувства
полноты бытия.
Сальери свою творческую деятельность подчинил совсем иному –
для него главное не творчество, но то, что это творчество дает – успех, славу.
Жажда славы порождает в Сальери зависимость от толпы.
Слайд 12
Сальери начинает завидовать Моцарту.
Моцарт создает гениальные произведения, но
именно потому, что не ставит своей целью славу и
шумный успех.
Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери, и для Сальери представляется выход – отравить Моцарта.
Слайд 14
Злодейство – результат ложного пути, результат нарушения нравственного
закона.
Слайд 15
В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону
чашу весов кладет волю личности.
Философия Дона Гуана – философия
индивидуализма.
Он умело манипулирует сознанием людей.
Сцена явления Статуи Командора – высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.
Слайд 17
«О, тяжело
пожатье каменной его десницы!»
Слайд 18
В «Пире во время чумы» Пушкин на противоположную
нравственному закону чашу весов кладет смерть.
Осознание неизбежности смерти преследует
всех живых существ.
Слайд 19
Герои «Пира…» как бы задают самим себе и
окружающим извечный вопрос: какой смысл этой жизни, если рано
или поздно она все равно прекратится, все будет прах, все позабудется?
Слайд 20
Герои веселятся, предаются разврату и пьянству, но во
всем этом мало радости – повсюду чувствуется смерть.
И основное,
что заставляет их веселиться, - это страх смерти.
Их веселье – это не ощущение полноты жизни, радости бытия.