Слайд 3
В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других
народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и
предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами.
Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири. Улигеры чем-то сродни русским былинам.
Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.
В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями.
В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя.
Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа .
Слайд 4
Храпя летели кони в сторону заката.
Огню и Слову
поклонялись поколенья.
Молчание хранит Гэсэриада
О тайнах своего происхожденья.
Но всадников потомки
помнят мудро,
Откуда льется свет добра старинный:
Великий голос кочевого утра,
Уста бессмертные улигершина.
Улигершин-сказитель
Слайд 5
Исполнителей улигеров называли улигершинами. Улигершины были очень
уважаемыми и почитаемыми людьми. Обычно их сажали на белый
войлок, на самое почетное место, под локоть улигершину клали подышечку-олбок, рядом ставили чашку с водой. Ничто не должно было прервать исполнение эпоса. Это бы означало прервать деяния героя. Сказитель как бы перевоплощался в героя. Сказитель должен был обладать безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, передавать огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Оценку его исполнению давали слушатели, хорошо знавшие содержание улигеров. Певец должен был обладать звучным красивым голосом, музыкальным слухом, хорошо владеть словом, а главное - уметь вдохновляться. Сказитель как бы перевоплощался в героя, самозабвенно отдаваясь пению; голосом, особыми интонациями, жестами или игрой на хуре передавал особенности происходящих событий в эпосе. Такое состояние вдохновения приходило к улигершину только перед слушателями, Улигеры исполнялись мелодическим речитативом или пелись. Исполнение улигера сопровождалось мимикой, жестами. И слушатели воспринимали улигер как рассказ о действительных событиях. Наиболее известные исполнители улигеров: Петров, Тороев, Имегенов.
Слайд 6
Логика мифа
"Гэсэр" - мифологическое произведение. Пространство, в котором
действует герой, подчиняется особым законам - законам мифа. В
этом мире нет деления на фантастическое и реальное, явления природы и законы общества. Весь мир одушевляется и наделяется человеческими качествами: чудовища приобретают вид людей, небо, гора, река, рыбы, травы ведут себя как люди. Это касается и небожителей.
Слайд 7
Представление о мире в бурятском эпосе «Гэсэр» было
трехмерным: в верхнем, небесном мире жили небожители – тэнгрии,
бессмертные боги, повелевающие разными стихиями, олицетворяющие собой противоборствующие начала - добро и зло, свет и тьму, поэтому они делятся на добрых и злых. Боги внешне похожи на людей, имеют свои семьи, стада, занимаются домашней работой, дружат и ссорятся, сражаются между собой, стремясь добиться абсолютной власти, в результате чего Атай Улан, глава злых восточных богов, был побежден, разрублен на части и сброшен на землю.
Слайд 8
В среднем, земном мире живут обыкновенные смертные люди,
охотятся, разводят скот, и им нет никакого дела до
небожителей. По эпическому сказанию, виновниками всех бед, обрушившихся на людей, являются именно боги-небожители: из кусков тела Атай-Улана, сброшенных на землю, нарождаются чудовища - мангадхаи, и на землю приходит зло.
Нижним, подземным миром правит злой Эрлик. Здесь обитают дьяволы-альбины.
Слайд 9
Подвиги Гэсэра
В незапямятные времена случилось так, что на
земле стали распространяться невиданные ранее болезни, голод и мор,
вспыхнули войны, к людям стали приходить несчастья и беды.
Небожители, увидев это, решили послать на землю Бухэ Белигтэ, среднего сына Хан Хурмусты, правнука божественной Манзан Гурмэ. Бухэ Белигтэ должен был родиться на земле как человек, а не прийти к людям в облике небожителя.
Н.К.Рерих «Гэсэр-хан»,1941
Слайд 10
Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и
его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью
солнца, и получил имя Зургай.
Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.
Ч.Б.Шонхоров
«Рождение Гэсэра на Земле»
Слайд 11
Еще в то время, когда Зургай лежал в
люльке, к нему был послан злой шаман, который должен
был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом. Вскоре Зургай сам мастерит себе лук и делает из древесной коры коня, на котором отправляется сражаться со злыми бесами альбинами. Он приводит в дом невест: сначала ханскую дочь, а через некоторое время в состязании выигрывает другую девушку, дочь богача. Благодаря этим девушкам Абай Гэсэр явился людям в своем настоящем облике героя - освободителя земли от злых демонов. Произошло это так. Девушки, жившие у него в доме, решают узнать, куда Зургай по утрам уезжает от них. Проследив за ним, они видят его на горе в облике небожителя среди великих волшебников и магов. Девушки понимают, что это не просто Зургай, но Абай Гэсэр.
Эскизы Ц.С.Сампилова
Слайд 12
Небожители присылают Гэсэру в помощь волшебного коня, который
будет его верным помощником в опасных битвах и походах.
Первый подвиг Гэсэра - битва с великаном Лобсоголдой-мангадхаем. Злые чары жены этого великана превращают Гэсэра в осла. Но небожители помогают ему обрести прежний облик Абая Гэсэра. Битва с могущественным врагом длилась полгода, и небожители не оставались безучастными к этому сражению. Манзан Гурмэ помогает Гэсэру, а ее сестра Маяс Хара - его противнику. В конце долгого и упорного сражения Гэсэру удается победить мангадхая.
Слайд 13
Другим подвигом Гэсэра была битва с чудовищем, обладающим
большой магической силой, Гал-Дурмэ-ханом.
Герой не может победить злодея
в честном поединке, потому что Гал-Дурмэ-хан может бесконечное число раз погибать и снова возрождаться.
Но истощенный битвой, он обещает впредь не творить зла людям и удаляется на восточный край земли.
Слайд 14
В битве с Хараабал Мэргэном Гэсэр погибает, сраженный
грозными черными силами, пришедшими с востока. Эти силы были
вызваны магическими заклинаниями Хараабал Мэргэна. Вещий конь Гэсэра сообщает женам и сыновьям своего хозяина о его гибели и помогает им найти волшебное средство, которое возвращает Гэсэра к жизни.
Гэсэр совершил еще много других подвигов. Он очистил мир от чудовищ и сделал его более приспособленным для существования человека.
Слайд 15
Когда Гэсэр уничтожает всех врагов человечества, отец повелевает
ему вернуться на небо, но Гэсэр отказывается: он навеки
полюбил землю и ее людей.
Тогда отец разгневался на него, и вместе со своими богатырями Гэсэр был наказан: они были превращены в немые человекоподобные скалы. Есть у бурятского народа легенда, что и поныне эти названия украшают Саянский горный хребет и напоминают людям об их великом заступнике, который рожден был на небе, чтобы покарать неправду на земле, уничтожить звериный закон пожирания слабых сильными.
Слайд 17
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена
и предательство. "Гэсэр" - гимн любви к своей земле.
"Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден" - вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.