Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Баба-яга - кто она?

Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья. «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе
«Баба-яга.  Кто она? » ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА учитель начальных классов Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же пришла Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она коренной Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера и ИМЯВ межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений, основное ЖИЛИЩЕСледует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается в СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯБаба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом или ВНЕШНОСТЬВнешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником между Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство в Интернет-ресурсыhttp://legendy.claw.ru/shared/6/information/024.html http://sueverija.narod.ru ttp://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm  http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm  http://www.zankovcom/lit-met3.htm  http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml
Слайды презентации

Слайд 2 Кому из нас с детства не знакомы эти

Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Откуда же

строки? Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья.


«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
- Фу, фу! Русским духом пахнет!»


Слайд 3 Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии

Однако наша сказочная страхолюдина едва ли порождение фантазии одних русских: она

одних русских: она коренной житель и в сказках соседних

фино-угорских народов. Живёт она, согласно сказкам, между странами полуночными, на границе тёмного и светлого царств – смерти и живого мира. И оба эти мира свободно посещает. Кстати, не следует забывать, что с античных времён земли за Рифейскими или Гиперборейскими (Уральскими горами) именовались «странами полунощными», следовательно, можно предположить, что она сибирячка.

Слайд 4 Цель : Изучение связи между традициями и обычаями

Цель : Изучение связи между традициями и обычаями древних народов Севера

древних народов Севера и фольклорным образом сказочного персонажа –

Бабы –Яги.

Задачи:
Рассмотреть отражение некоторых традиций и обычаев древних народов Севера во внешнем облике сказочного персонажа – Бабы-Яги;
Выявить этимологию слова Яга в языке древних народов Севера.
Гипотеза: Если учесть, что в традициях, обычаях, языке древних народов Севера присутствуют некоторые черты, характерные фольклорному образу сказочного персонажа – Бабы-Яги, то можно предположить, что этот образ заимствован и является отражением представлений первых русских путешественников о народах Севера.


Слайд 5 ИМЯ
В межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга»

ИМЯВ межэтнической культурной традиции Тобольского Севера название «яга» имело множество значений,

имело множество значений, основное из них - верхняя зимняя

мужская и женская одежда. Таким образом, Баба-Яга – это женщина в меховой одежде.
В языке народов коми «яг» - это сосновый бор, созвучно ему и хантыйское слово «яхэм» – бор. Можно предполажить, что Яга проживала в сосновом лесу.
Об этом же свидетельствуют и сказки.
Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Слайд 6 ЖИЛИЩЕ
Следует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что

ЖИЛИЩЕСледует заметить, что избушка Бабы-Яги так мала, что хозяйка носом упирается

хозяйка носом упирается в потолок, а ногами в двери.

Но ведь она отнюдь не богатырша. Почему же так мало помещение? Зная, что живёт она между двумя мирами, будет логичнее отнести её к миру мёртвых, нежели живых, а домик её – скорее могила. Проведём аналогию с погребальными сооружениями обских угров. Чаще всего их делали в виде домика-сруба из брёвен, половинок брёвен, плах, досок с двускатной, часто уплощённой крышей на слегах-жердях. В намогильном сооружении во фронтонной стенке со стороны головы умершего (иногда — в боковой стене) делали окошко-дверь. Внутрь клали вещи умершего. Сверху на середине погребального сооружения — одна или две пары черепов оленей с рогами.
Ну, чем не избушка Бабы-яги?

Слайд 7 СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Баба-яга ездит или летает по воздуху в

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯБаба-яга ездит или летает по воздуху в ступе, погоняет пестом

ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает.
Обратимся

вновь к погребальным обрядам народов севера.
Гробы были трёх видов: гроб-колода, гроб-лодка и дощатый. Лодку распиливали на две части (гроб и крышка) или отпиливали от неё нос и корму, края заделывали досками. Чем не ступа?

Слайд 8 ВНЕШНОСТЬ
Внешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c

ВНЕШНОСТЬВнешне Баба-яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных

длинными лохмами нечесаных волос, с одной костяной или золотой

ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы
Вернёмся к погребальным обрядам угров.
Покойникам расплетали косы, обряжали в зимнюю одежду (ягушку), лицо покрывали «лицевым покрывалом». Когда умерший казался особенно опасным, в рот ему клали камень. На одежде делали надрезы, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер.
Что же касается костяной ноги, то у народов севера существовал обычай при рождении девочкам ломать одну ножку, чтобы в будущем ей было легче рожать. Поэтому прихрамывающие колченогие женщины встречались довольно часто.

Слайд 9 Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном

Вот тут, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном персонаже, являющемся посредником

персонаже, являющемся посредником между миром живых и мёртвых -

шамане. У народов севера часто эту роль выполняли женщины. Они обладали даром общения с духами. Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.

Живет Баба-яга со своими дочерьми. (Кстати, в хантыйском языке дочери – «яги»). Она знает язык животных и растений.


Слайд 10 Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан

Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством

непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Длинные металлические

пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце.
Жили шаманы на некотором удалении от селений, и вполне вероятно, были первыми, с кем встречались русские путешественники, которые шли покорять Сибирь. Шаманские камлания производили на них сильное впечатление. Чужая страна и природа были полны загадок, страшили своей неизвестностью и непредсказуемостью. Может, именно страх перед неизвестностью породил такое странное существо, живущее между двумя мирами – живых и мёртвых - и вобравшее в себя черты тех и других.

Слайд 11 Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь

Существует множество толкований образа Бабы-яги. Вряд ли когда-нибудь будет достигнуто единство

будет достигнуто единство в этом вопросе. Потому, считаю, что

версия о возникновении образа Бабы-яги как отражения первоначальных представлений русских о народах Сибири, тоже имеет право на существование.

  • Имя файла: baba-yaga-kto-ona.pptx
  • Количество просмотров: 100
  • Количество скачиваний: 0