Слайд 2
БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-97)
Слайд 3
БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-97)
русский
филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Труды в
области славянского и русского языкознания, древнерусской литературы и фольклора, древнерусского изобразительного искусства. Представитель мифологической школы в русской науке, позже — школы заимствования (миграционная теория). Издавал древние рукописи.
Слайд 4
Работы Буслаева
В 1858 Буслаев публикует
«Опыт исторической грамматики русского языка» (последующие издания назывались «Историческая
грамматика русского языка»). Позднее он выпускает «Историческую хрестоматию церковнославянского и древнерусского языков» (1861). В хрестоматию было включено полностью или в извлечениях 135 произведений древнерусской письменности 11-17 вв., причем 69 из них были впервые опубликованы по рукописям.
Слайд 5
Исследования
Буслаев изучал также древнерусскую иконопись,
миниатюры лицевых рукописей, орнамент. Наиболее значительные его труды в
этой области: «Общие понятия о русской живописи» (1866) и «Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с ХVI века по ХIХ-й» (1884).
Слайд 6
Характерные особенности творчества
Буслаев наметил контуры
синтетической дисциплины о народной культуре, которая сочетала в себе
элементы фольклористики, лингвистики, этнографии, науки о славянских древностях, сравнительной мифологии, искусствознания. И сам Буслаев был живым примером того, как это единство в многообразии может воплощаться в научном творчестве одного человека.
Слайд 7
Труды в области научных знаний
Буслаев предложил теоретическое, эстетическое
и нравственное обоснование новых сфер научного изучения, таких как
народная культура, народнопоэтическое творчество, древнерусская иконопись. Во всех этих областях он создал основополагающие труды, не утратившие поныне своего значения, основал школы и направления, проложил пути, по которым пошли многочисленные ученики и последователи (среди них А. Н. Веселовский, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, А. И. Кирпичников, Н. П. Кондаков).
Слайд 8
Общественная позиция
Вслед за В. Гумбольдтом и Я.
Гриммом Буслаев положил языкознание в основание науки о культуре
или народном духе. Он глубоко осмыслил мировоззренческие и историко-культурные функции языка. Буслаев первый в отечественной науке последовательно использовал язык как исторический источник. Опираясь на сравнительно-историческое изучение лексики славянских языков, он дал убедительную картину славянских верований мифопоэтического периода. Как и Я. Гримм, Буслаев понимал историю языка чрезвычайно широко, рассматривая ее по существу как народознание или прикладную историю культуры.