…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть твоей силы,
что вечно хочет зла и
вечно совершает благо
Гёте. Фауст
Слайд 3
Содержание
Краткая биография М. А. Булгакова.
История создания.
Темные силы:
Коровьев –
Фагот;
Азазелло;
Бегемот;
Воланд.
4. Светлые силы:
- Иешуа Га-Ноцри;
- другие герои герои.
5. Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.
6. Список литературы.
7. Тест.
8. Аннотации рекомендуемой литературы.
9. Буклет.
Слайд 4
Биография
15 мая 1891 - Михаил Афанасьевич Булгаков родился
в семье преподавателя Киевской Духовной Академии.
1907 - семья
Булгаковых переезжает на Андреевский спуск, 13 (в будущем - место действия в романе "Белая гвардия", в пьесе "Дни Турбиных").
1909 - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет.
1913 - Женитьба Булгакова на Татьяне Николаевне Лаппа.
1916 - Булгаков оканчивает университет и начинает работать врачом - сначала в прифронтовых госпиталях, затем в Никольской земской больнице Смоленской губернии ("Записки юного врача").
1917 - Начало работы над циклом "Записки юного врача".
1918 - Возвращение в Киев. Частная врачебная практика.
1919 - Приезд во Владикавказ. Булгаков оставляет медицину и занимается только журналистикой и литературной работой.
Слайд 5
1921 - Приезд в Москву. Булгаковы несколько лет
живут в квартире 50 дома 10 по Садовой ("нехорошая
квартира" - Мастер и Маргарита).
1923 - Работа над романом "Белая гвардия". Повесть "Дьяволиада".
1924 - Развод с Т.Н. Лаппа и начало совместной жизни с Л. Е. Белозерской. Повесть "Роковые яйца". Публикация отрывков из "Белой гвардии".
1925 - Работа над повестью "Собачье сердце" и над пьесами "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1926 - Премьеры "Дней Турбиных" (МХАТ) и "Зойкиной квартиры" (Театр им. Вахтангова). Обыск и конфискация рукописи "Собачьего сердца".
1928 - Работа над пьесой "Бег". Запрет пьес "Бег", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира".
1929 - Начало работы над "Театральным романом" и над пьесой "Кабала святош" ("Мольер"). Спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара МХАТ.
1930 - Работы над инсценировкой "Мертвых душ" во МХАТе. Встреча с Е. С. Шиловской - будущей третьей женой Булгакова, главного прототипа Маргариты из романа "Мастер и Маргарита". Разговор по телефону со Сталиным.
Слайд 6
1932 - Возобновление спектакля "Дни Турбиных" во МХАТе.
Развод с Л. Е. Белозерской и брак с Е.
С. Шиловской - Булгаковой. Работа над романом "Мастер и Маргарита".
1935 - Завершение работы над пьесой "Александр Пушкин".
1936 - Премьера и снятие после 7 представлений спектакля "Мольер" во МХАТе. Уход из МХАТа и начало работы Булгакова либреттистом в Большом театре.
1938 - Завершение рукописи романа "Мастер и Маргарита" и инсценировки "Дон Кихота".
1939 - Пьеса "Батум" и чтение полного текста "Мастер и Маргарита" друзьям.
1940 - Диктовка последних поправок к тексту "Мастера и Маргариты".
10 марта 1940 - Михаил Афанасьевич Булгаков умирает от нефросклероза. После кремации тела урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.
Слайд 7
История создания
Роман Михаила Афанасьевича
Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при
жизни автора не публиковался. Впервые он был напечатан только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.
Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Слайд 8
Работа над «Мастером и Маргаритой»
возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые
наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник - будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.
Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта» и др.
Слайд 9
Этот персонаж - старший из подчинённых
Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при
профессоре-иностранце и бывшем регентом церковного хора.
Коровьев-Фагот
Слайд 10
Вот его портрет: «…прозрачный гражданин престранного
вида, На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…,
гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «…усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные».
Слайд 11
Азазелло
Имя Азазелло образовано Булгаковым от
ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя ветхозаветной книги
Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.
Слайд 12
В эпилоге романа этот падший
ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех
летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Слайд 13
Бегемот
У Булгакова Бегемот стал
громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты
по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой».
Слайд 14
В последнем полёте перевоплощение
этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов
в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Слайд 15
Гелла
Гелла является членом свиты
Воланда, женщиной-вампиром: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и
нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
Слайд 16
Воланд
Автор отдает этому герою достаточно
широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит
судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда.
Слайд 17
Воланд - тайна и загадка
Сводки с описанием его давали
противоречивые данные. А весь
его
портрет четко разделен на две
половины: «…с левой стороны у
него были платиновые коронки, а
справой – золотые», «брови черные,
одна выше другой», разные глаза:
«левый, зеленый, у него
совершенно безумен, а правый –
пуст, черен и мертв», берет
заломлен на одну сторону.
Слайд 18
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа в романе «Мастер
и Маргарита» —
это
прежде всего человек,
который находит
нравственную,
психологическую опору
в себе самом и в своей
истине, которой он
остался верен до конца.
Слайд 19
Ему не чуждо все человеческое, в
том числе он испытывает чувство страха перед кентурионом Марком
Крысобоем, ему
свойственны робость, застенчивость.
Слайд 21
Вывод. Свет и тьма: Иешуа и Воланд.
За
внешним противостоянием Воланда Иешуа ясно ощущается загадка, недоговоренность, нечто
внутренне близкое той божественной силе, которой он на поверхности антагонистичен. Воланд в романе — и традиционный дьявол-искуситель, и в то же время символ возмездия, справедливости.
Слайд 22
Список используемой литературы.
Символика в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарит».//Московский государственный педагогический университет им В.И. Ленина.
– М., 1994.
Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — Локид, Миф; 2000. ISBN 5-320-00385-4.
Барков А. Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение
Георгий МЕЛИКЯНЦ «Страсти по „Мастеру“ К истории публикации романа Михаила Булгакова»