Слайд 2
Евгений
Александрович
Евтушенко
Слайд 3
Краткая биография
Родился 18 июля 1933 года на станции
Зима в Иркутской области. Отец геолог, мать - музыкант.
До 1944 года Евгений Евтушенко жил в Сибири. Первые стихи написаны в 1949 году. После автобиографической поэмы "Станция Зима" Евтушенко на целое десятилетие делается самым популярным советским поэтом, как в Советском Союзе, так и за рубежом. В свое время он выразил протест против вступления советских войск в Чехословакию в 1968 году, и он же на пятом съезде Союза писателей подверг резкой самокритике свои произведения о сталинском периоде, написанные в пятидесятые годы. В 1962-69 годах был членом редколлегии журнала "Юность", с 1967 до 1981 года входил в состав правления союза писателей Советского Союза. В марте года 1974 выступил в защиту высланного из Советского союза Солженицына и, что удивительно, в августе 1974 года опубликовал в "Известиях" стихотворение в защиту идеологической борьбы. Такая противоречивость Евгения Евтушенко многими расценивалась, как желание быть всегда в центре событий, и это раздражало. Известно высказывание Иосифа Бродского: "Если Евтушенко против колхозов, то я - за". В 1961 году - поэма "Бабий Яр", в 1984 году - Государственная премия Советского Союза за поэму "Мама и нейтронная бомба". В 1995 году - антология "Строфы века".
Является почетным членом Испанской и Американской академий, Университета Санта-Доминго. Преподает в Куинз-колледже. В декабре 1991 года стал секретарем правления Содружества писательских союзов. В 1989 году избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова.
Женат. Пять сыновей.
Источник: ИД "Собеседник".
Слайд 4
* * *
Л. Мартынову
Окно выходит в белые
деревья.
Профессор долго смотрит на деревья.
Он очень долго смотрит на
деревья
и очень долго мел крошит в руке.
Ведь это просто -правила деленья!
А он забыл их –
правила деленья!
Забыл –
подумать –
правила деленья!
Ошибка!
Да!
Ошибка на доске!
Мы все сидим сегодня по-другому,
и слушаем и смотрим по-другому,
да и нельзя сейчас не по-другому,
и нам подсказка в этом не нужна.
Ушла жена профессора из дому.
Не знаем мы,
куда ушла из дому,
не знаем,
отчего ушла из дому,
а знаем только, что ушла она.
В костюме и немодном и неновом,-
как и всегда, немодном и неновом,-
да, как всегда, немодном и неновом,-
спускается профессор в гардероб.
Он долго по карманам ищет номер:"Ну что такое?
(продолжение см. на след. слайде)
Слайд 5
Где же этот номер?
А может быть,
не брал у
вас я номер?
Куда он делся?-
Трет рукою лоб.-
Ах, вот он!..
Что
ж,
как видно, я старею,
Не спорьте, тетя Маша,
я старею.
И что уж тут поделаешь –
старею..."Мы слышим –
дверь внизу скрипит за ним.
Окно выходит в белые деревья,
в большие и красивые деревья,
но мы сейчас глядим не на деревья,
мы молча на профессора глядим.
Уходит он,
сутулый,
неумелый,
под снегом,
мягко падающим в тишь.
Уже и сам он,
как деревья,
белый,
да,
как деревья,
совершенно белый,
еще немного -
и настолько белый,
что среди них
его не разглядишь. 1955
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.
Слайд 6
О творческой деятельности
Евтушенко начал писать прозу еще в
юности, в студенческие годы. Первый рассказ - "Четвертая Мещанская"
был напечатан в журнале"Юность" в 1959. Через четыре года появился второй – "Куриный бог". В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе – "Я- Куба", ставшая основой для написания сценария фильма, поставленного в 1964. Деятельность в кинематографической сфере тоже была успешной –
фильм "Взлет" (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), позже целиком авторский фильм "Детский сад"(1984).
В 1967 была написана повесть "Пирл-Харбор" и после большого перерыва,
в начале 1980-х - повесть "Ардабиола" и роман "Ягодные места", положительно оцененный В.Распутиным. Е.Евтушенко принадлежит книга "Талант есть чудо неслучайное" (1980), где собраны лучшие критические работы поэта. В 1996 выходит книга альбом "Дай Бог...", в которую включены последние стихи. Живет и работает в Москве. Преподает в американских университетах русскую поэзию по собственному учебнику ("Антология русской поэзии"). Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.
Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Источник: Русский переплет: Хронос.
Слайд 7
ПОСЛЕДНИЙ МАМОНТ
Ступал он трудно по отрогу
Над ледовитою рекой.
Их
было раньше,
гордых,
много,
И был последний он такой.
Не раз испробованный в буре,
Сегодня сдал он, как назло.
Ему от стрел,
торчащих в шкуре,
Внезапно стало тяжело.
Он затрубить пытался слабо,
Чтоб эхо вздрогнуло вдали,
Но повалился с хрипом набок,
И стрелы
глубже в бок вошли.
Уже над шкурой кто-то трясся,
И, занимаясь дележом,
Умело кто-то резал мясо
Тяжёлым каменным ножом.
О, знали б люди эти если,
Что мамонт,
грозен и суров,
Потомкам будет интересней
Всех исполнительных слонов
И что испытанные в битве,
Когда он мчался напролом,
Ещё не сдавшиеся бивни
Храниться будут под стеклом!..
1956 г.,
Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
Москва: Молодая гвардия, 1962 г.
Слайд 8
* * *
Паровозный гудок,
Журавлиные трубы,
И зубов
холодок
Сквозь раскрытые губы.
До свиданья, прости, отпусти,
Не неволь
же!
Разойдутся пути и не
Встретятся больше.
По дорогам весны
Поезда будут мчаться,
И не руки, а сны будут
Ночью встречаться.
Опустевший вокзал
Над сумятицей судеб...
Тот, кто горя не знал,
О любви пусть не судит.
1951
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.
Слайд 10
НЕ НАДО
Всё призрачно,
как сквер туманный мартовский,
где нет ни женщин, ни мужчин -
лишь тени женщин и мужчин.
Не надо...
Стою у дерева,
молчу и не обманываю,
гляжу, как сдвоенные светят фонари,
и тихо трогаю рукой,
но не обламываю
сосульку тоненькую с веточкой внутри.
Не надо...
Пусть в бултыхающемся заспанном трамваишке
с Москвой,
качающейся мертвенно в окне,
ты,
подперев щеку рукою в детской варежке,
со злостью женской вспоминаешь обо мне.
Не надо...
Ты станешь женщиной,
усталой, умной женщиной,
по слову доброму и ласке голодна,
и будет март,
и будет мальчик, что-то шепчущий,
и будет горестно кружиться голова.
Не надо...
Пусть это стоит, как и мне, недёшево,
с ним не ходи вдвоём по мартовскому льду,
ему на плечи свои руки ненадёжные
ты не клади,
как я сегодня не кладу.
Не надо...
Не верь, как я не верю,
призрачному городу,
не то,
очнувшись, ужаснёшся пустырю.
Скажи: "Не надо!",
опустивши низко голову,
как я тебе сейчас
"Не надо..."
говорю.
Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.Москва, изд-во "Высшая школа", 1969.
Слайд 11
ВАГОН
Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До
буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом
стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом - обойные разводы.
Потом - герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он - вагон.
Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
мимо
поезда.
Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось -
они с собой его берут.
Но сколько он не тратил силы -
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.
Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность - как расплата
за молодой его полет.
1952
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.