Слайд 2
Биография
Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895
в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра
Есенина.
Рос и воспитывался в семье деда (Федора Титова знатока церковных книг) по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера.
Слайд 3
Образование
Учится в Константиновском
земском четырехгодичном
училище (1904-1909), затем в
Спас-Клепиковской закрытой
церковно-учительской
школе
(1909- 1912) (учитель школьной грамоты) и на философском отделении
Московского городского
Народного университета им.
А. Л. Шанявского (1913-1914),
который не окончил.
Слайд 4
Работа
С августа 1912 г. живет в Москве, работая
сначала в лавке у купца (где и отец -
приказчиком), а затем в типографии И. Д. Сытина. Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком и, став вскоре его членом, избирается в редакционную комиссию.
Слайд 5
Поэтические опыты
С детства слагавший стихи (в основном в
подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д.
Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").
Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.
Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру имели большой успех.
(Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках),
Слайд 6
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно
серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой
бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Слайд 7
Армия
В первой половине 1916 г. Есенин призывается в
армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего
соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд N 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
Слайд 8
Радуница
Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется
критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность
и природный вкус автора.
В стихах "Радуницы" складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом.
На стыке христианской образности и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").
Слайд 9
Я пастух, мои палаты –
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым - скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья,
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Слайд 10
Встреча революции
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал
надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни.
Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь... (1917).
Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле (Небо - как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя - родина, / Я - большевик. Иорданская голубица, 1918).
Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...".
Настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью. На смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
Слайд 11
Имажинизм
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и
лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги совершенно
чужды поэзии Есенина. "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики".
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней придает лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране.
"Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений"
Слайд 12
Айседора
Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской
танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала
его женой. Они путешествуют по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), По возвращении в Россию они расстались.
Слайд 13
Стихи последних лет
На родину Есенин вернулся с радостью,
ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих
штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу..»
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская" "Русь уходящая". Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Слайд 14
Письмо матери
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и
я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний
несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Слайд 15
Мы теперь уходим понемногу
Мы теперь уходим понемногу в
ту страну, где тишь и благодать... И, наконец, стихотворение
Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О
всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом...
Слайд 16
Трагический финал
В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется
от деревни - как от чуждой ему советской "нови".
Он
так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.
В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.