Слайд 2
Что такое зло?
С давних времен по наше время
тянется традиция своеобразного «негативного» определения зла. Дескать, зло –
это «не-добро». Подобное определение явлений может далеко завести. Зло есть отсутствие добра, женственность есть отсутствие мужественности (или наоборот?), травоядность есть отсутствие хищности (или опять таки наоборот?)… Выходит, женщина есть недоделанный мужчина, корова есть недоделанный волк – или наоборот.
И если зло есть «не-добро», то в теории эти явления должны быть взаимоисключающими. Но на практике нередко добро рука об руку ходит со злом.
Из всего этого следует, что зло и добро являются вполне самостоятельными, независимыми друг от друга категориями.
Слайд 4
Основные положения булгаковской системы.
Во-первых, Булгаков начисто отказывается от
идеи взаимосвязанности добра и зла.
«Каждое ведомство должно заниматься своим
делом», – говорит Воланд.
Слайд 5
Основные положения булгаковской системы.
Во-вторых, Булгаков четко разделяет зло
земное и зло метафизическое. Первое олицетворяется в романе роскошной
галереей мерзавцев, подлецов и просто мелких пакостников, второе – Воландом и его свитой. Демоны, несомненно, в первую очередь привлекают (а также пугают) читателя – но со временем приобретают все более декоративный и сугубо литературный характер, отступая на задний план перед картиной зла земного, гнездящегося в душах людей. Воланд и компания – не более чем конечная инстанция, к которой сами себя приводят злодеи.
Слайд 6
Основные положения булгаковской системы.
У зла – человеческое лицо.
Не Воланд предал Иешуа на распятье, не Азазелло травил
Мастера в печати, не Бегемот написал на него донос и захватил его квартиру.
«Злой человек, усердствуя злому делу, хуже самих бесов…» (Повесть временных лет, 1991; с. 95).
Как мы видим из эпилога, все жертвы сверхъестественной силы в итоге возвращаются целыми и невредимыми. О возвращении людей, арестованных «органами» не сказано ничего.
Слайд 7
Основные положения булгаковской системы.
Наконец, в третьих, Булгаков делает
попытку понять смысл, значение зла.
«Имейте в виду, что на
это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное!» – говорит Воланд самодовольному материалисту Берлиозу.
Зло – доказательство «от противного», и именно этим определяется его место в истории человечества.
Слайд 8
Основные положения булгаковской системы.
“Я часть той силы, что
вечно хочет зла и вечно совершает благо”- эту самохарактеристику
Булгаков взял в качестве эпиграфа к роману.
Сохранив за Воландом внешнее сходство с Мефистофелем, Булгаков наделяет его противоположными функциями, возлагая на него миссию справедливого воздания человеку после его смерти, то есть суда и вынесения приговора.
Но не следует делать из Воланда борца за справедливость. Люди прежде всего сами несут в в себе своё наказание( Так Понтий Пилат страдает, мучается угрызениями совести – это его наказание. Он искупает свой преступление и потому ему достаётся “свет”). Да, Воланд делает всё, что подобает сатане. Но он не всесилен, поэтому не прикасается к тем людям, у которых чиста совесть, которые несут в себе добро. Доброе ему неподвластно.
Слайд 9
Основные положения булгаковской системы.
В свою очередь Иешуа в
романе является носителем “света”. В романе он ассоциируется с
Христом. И действительно, у них много общего: вера во всепобеждающую силу добра, в то, что настанет время, когда человечество перейдёт в царство истины и справедливости. Но Булгаков намеренно отходит и от исторической, и от евангельской версий. У него Иешуа не бог, а прежде всего человек, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком. Он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, он верит в силу добра и добрую природу человека.
Слайд 10
И наконец...
И зло, и добро, утверждает Булгаков, в
равной степени существуют в мире, но они порождены прежде
всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый человек должен быть свободным в своём выборе.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло и равнодушие портят его. Нужно верить в людей, в свои силы, в силу добра, тогда откроется истина.