Слайд 2
В.Г.ПЕТРОВ
«ПОРТРЕТ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО».
1871 ГОД.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Слайд 3
ДОСТОЕВСКИЙ
Федор Михайлович ,
русский писатель, член-корреспондент Петербургской
АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи»
(1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и др. описал страдания «маленького» человека как трагедию социальную. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского.
Слайд 4
ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич-Петрашевский)
Михаил Васильевич
(1821-66),
российский революционер, социалист.
Кандидат правоведения. Руководитель общества петрашевцев. Выступал за демократизацию политического
строя России и освобождение крестьян с землей. В 1849 осужден на вечную каторгу. Редактор и автор «Карманного словаря иностранных слов».
Слайд 5
«Я происходил из семейства русского и благочестивого»
Троице-Сергиева лавра
Достоевский
был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец,
сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве).
Слайд 6
В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского»
Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А.
Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова».
«Я происходил из семейства русского и благочестивого»
Г.Р. Державин
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский
Г.Р. Карамзин
Слайд 7
«Я происходил из семейства русского и благочестивого»
С 1832
семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое
(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876).
Тульская область. Панорама Тульского Кремля
Слайд 8
Начало учения
В 1832 Достоевский и его старший брат
Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с
1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара»).
ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64), русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского. Издатель журналов «Время» и «Эпоха». Публицистика в духе почвенничества . Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы.
Слайд 9
Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью
к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре
отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
Начало учения
Слайд 10
В Инженерном училище
(1838-1843)
С января 1838 Достоевский учился в
Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного
заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Слайд 11
Начало
литературного труда
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры
был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде»
(1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила... целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа».
Жорж Санд
Эжен Сю
Оноре де Бальзак
Слайд 12
Триумфальный дебют
Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди»,
работу над которым он начал, по его словам, «вдруг»,
неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому».
Иллюстрация к повести «Бедные люди».
Варенька Добросёлова.
Художник Н.Верещагин
Слайд 13
ЕСТЬ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Исследователи считают, что автор «Бедных людей»
произвёл
«коперников переворот» в гоголевском направлении, сделав предметом изображения «не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка».
Слайд 14
Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала
одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов
в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего
чиновника Макара Девушкина,
восходивший к героям Гоголя,
и широкое воздействие гоголевской
поэтики на Достоевского.
Триумфальный дебют
Слайд 15
В изображении обитателей «петербургских углов», в портретировании целой
галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы
(обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского «Станционного смотрителя». Тема «маленького человека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям.
Триумфальный дебют
Слайд 16
В литературном кругу
Войдя в кружок Белинского (где познакомился
с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И.
Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы.
В. Г. Белинский
Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.
Слайд 17
Достоевский и петрашевцы
В 1846 Достоевский сблизился с кружком
братьев Бекетовых (среди участников — А. Н. Плещеев, А.
Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы.
Слайд 18
В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное
наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние
на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Достоевский и петрашевцы
Петропавловская крепость
Слайд 19
Под следствием и
на каторге
После 8 месяцев, проведенных
в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал
рассказ «Маленький герой» (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе»).
Слайд 20
Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над
собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от
отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, — весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой «Записок» оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Достоевский «достиг страдательным психологическим процессом до того, что в «Мертвом доме» слился совсем с народом», однако шаг к такому сближению — через сознание общности судьбы — был сделан.
Под следствием и
на каторге
Слайд 21
Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных
из Сибири «народных типах» и знании «черного, горемычного быта»
— опыте, которого «на целые тома достанет». В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к познанию русской души, к признанию духа народного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.
Под следствием и
на каторге
Слайд 22
Возращение в литературу
С января 1854 Достоевский служил рядовым
в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856
в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).
Иллюстрации к рассказу
«Дядюшкин сон».
Художник В.А. Милашевский
Слайд 23
В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни»
и получил разрешение жить в Твери. В конце года
он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи, генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, — синтеза, выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое».
Достоевский-журналист
Слайд 24
Статьи Достоевского, в особенности «Зимние заметки о летних
впечатлениях» (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862
(Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях».
Достоевский-журналист
Слайд 25
«Униженные и оскорбленные» (1861) и
«Записки из подполья»
(1864)
На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию, Достоевский
печатал свой роман «Униженные и оскорбленные», само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже шире — как символ «истинно гуманистического» пафоса русской литературы . Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии «униженных» и углублен психологический анализ.
Иллюстрация к роману «Униженные и оскорблённые»
Слайд 26
ЕСТЬ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В произведении «Униженные и оскорблённые», как
полагают некоторые учёные, Достоевский сделал шаг от гуманизма к
христианству, что отразилось в этической позиции повествователя.
Слайд 27
Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те
же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача
подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе» повесть «Записки из подполья», которую В. В. Розанов считал «краеугольным камнем в литературной деятельности» Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя», — все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
«Униженные и оскорбленные» (1861) и
«Записки из подполья» (1864)
Иллюстрация к повести
«Записки из Подполья»
Слайд 28
Семейные катастрофы и новая женитьба
В 1863 Достоевский совершил
вторую поездку за границу, где познакомился с А. П.
Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку написать новый роман.
Слайд 29
Он еще раз побывал за границей лето 1866
провел в Москве и на подмосковной даче, все это
время работая над романом «Преступление и наказание», предназначенным для журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось работать над вторым романом («Игрок»), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной , которая не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».
Семейные катастрофы и новая женитьба
Слайд 30
ДОСТОЕВСКАЯ (Сниткина)
Анна Григорьевна
(1846-1918),
русская мемуаристка. Жена
Ф. М. Достоевского; публикатор его творческого наследия. Книга «Воспоминания»
(опубликована в 1925) — ценный биографический и историко-литературный источник.
Слайд 31
«Преступление и наказание»
(1865 – 1866)
Круг основных идей романа
писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде,
— еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание».
Слайд 32
Сделав «убийцу и блудницу» главными героями романа и
вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил
обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие «голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) — все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала «Преступление и наказание» как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.
«Преступление и наказание»
(1865 – 1866)
Слайд 33
Мир великих романов
В 1867-68 гг. написан роман «Идиот»,
задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека».
Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель — приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, «где только он ни прикоснулся — везде он оставил неисследимую черту».
Иллюстрация к роману «Идиот».
Рогожкин.
Слайд 34
ЕСТЬ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Исследователи считают, что Достоевский сделал попытку
не только создать образ положительного героя, но и противопоставить
его героям Чернышевского из романа «Что делать?» и, прежде всего, Рахметову. «Разумному эгоизму», рационалистичности, логике поступков противопоставлены иррационализм князя Мышкина, его действия по велению сердца, его «интуитивный альтруизм».
Иллюстрация к роману «Идиот».
Князь Мышкин.
Слайд 35
ЕСТЬ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Духовная гармония князя Мышкина не может
оставаться незамеченной, и это покоряет сердца и Настасьи Филипповны,
и красавицы Аглаи. Но Достоевский понимал, что его герой если и вызовет у читателя доверие, то никак не сможет претендовать на типичность, поэтому многие поступки его писатель объясняет болезнью. Прекрасен он вследствие своей необычности, и поэтому он обречён, и финал романа трагичен
Иллюстрация к роману «Идиот».
Князь Мышкин.
Слайд 36
Следующий роман «Бесы» (1871-72) создан под впечатлением от
террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного
общества «Народная расправа», но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное «бесовство» в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа — развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события. Современники прочитали «Бесов» как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман «Подросток», написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в «безобразном» мире, в обстановке «всеобщего разложения» и «случайного семейства».
Мир великих романов
Иллюстрация к роману «Бесы».
Переполох на балу
Слайд 37
Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом
романе Достоевского — «Братья Карамазовы» (1879-80), задуманном как изображение
«нашей интеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема «отцов и детей» («детская» тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в романе, особенно в книге «Мальчики»), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «мире Божьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» Ивана Карамазова о Великом инквизиторе).
Мир великих романов
Иллюстрации к роману «Братья Карамазовы».
Слайд 38
«Дневник писателя».
Конец пути.
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал
«Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные
публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения.
Слайд 39
В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за
столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем
в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над «Дневником», имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел «Дневник» с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть «Братьев Карамазовых» и издавать «Дневник писателя», в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.
«Дневник писателя».
Конец пути.