Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Габдулла Тукай (1886-1913)

Биография Тукай происходил из семьи простого муллы. Когда ему исполнилось четыре месяца, он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В 1892—1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина
Габдулла Тукай(1886-1913) Биография      Тукай происходил из семьи простого муллы. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым К 1908 году в творчестве Тукая возникает В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё Произведения   Поэзия«О свободе», 1905 «Паразитам», «Государственная дума», 1906 «Что рассказывают Шурале (1907 год)Водяная(1908 год) Память      В честь Габдуллы Тукая назван ряд Памятник Г. Тукаю в Санкт-Петербурге   Памятники поэту установлены в:Санкт-Петербурге на
Слайды презентации

Слайд 2 Биография
Тукай происходил

Биография   Тукай происходил из семьи простого муллы. Когда ему

из семьи простого муллы. Когда ему исполнилось четыре месяца,

он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В 1892—1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

Слайд 3
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи

в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца

Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гасраль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Слайд 4 После начала революции 1905 года в Уральске появились

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты

первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид»

(Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией.

Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии.

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией.


Слайд 5 Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы

Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность

посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро

входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).


Слайд 6

К 1908 году

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый

в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и

очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Слайд 7 В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает

В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по

в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь

Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.


Слайд 8 Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель,

том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко

ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).


Слайд 9 Произведения
Поэзия
«О свободе», 1905
«Паразитам», «Государственная

Произведения  Поэзия«О свободе», 1905 «Паразитам», «Государственная дума», 1906 «Что рассказывают

дума», 1906
«Что рассказывают шакирды…», «Не уйдём!», поэма «Шурале»,

1907
«Жизнь», «Националисты», «Ишан», поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», баллада «Водяная», 1908
«Осенние ветры», «Гнет», «Дача», 1911
«Чего же не хватает сельскому люду?», «Татарская молодежь», 1912
«Надежды народа…», 1913
Литературная критика
«Наши стихотворения», «Критика — нужная вещь», 1907
«Первое моё дело после пробуждения», 1913


Слайд 10 Шурале (1907 год)
Водяная
(1908 год)

Шурале (1907 год)Водяная(1908 год)

Слайд 11 Память
В честь

Память   В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и

Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: площадь в

Казани, а по ней и станция метро, улицы в Уфе, Уральске, сёлах Новый Кырлай Арского района Татарстана, Шаранбаш-Князево Шаранского района Башкортостана, селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области.

Станция метро «Площадь Габдуллы Тукая» в Казани


  • Имя файла: gabdulla-tukay-1886-1913.pptx
  • Количество просмотров: 88
  • Количество скачиваний: 0