Слайд 2
Художественный мир повести подобен тому многокрасочному полю цветов
с описания которого начинается пролог. Автор тщетно пытается присоединить
к «большому букету цветов» репей, татарник. Репей отделен от других цветов, превращен в символ несгибаемой и неистребимой жизненной силы. Поле – аллегория жизни, пестрой и бесконечно разнообразной.
Слайд 3
Начиная с ХХ главы все сильнее вторгается в
повествование «поэзия особенной, энергичной горской жизни». Первая песня -
о кровомщении – отвечает вкусам и настроениям Хаджи-Мурата. Это песня из «прошлого», напоминание о брате Османе и молочном брате Абунунцал- Хане, все еще не отомщенных.
Слайд 4
Высохнет земля на могиле моей, и забудешь ты
меня, моя родная мать! Порастет кладбище могильной травой, -
заглушит трава твое горе, мой старый отец.
Слайд 5
Слезы высохнут на глазах сестры моей, улетит и
горе из сердца ее.
Слайд 6
Но не забудешь ты меня, мой старший брат,
пока не отомстишь моей смерти. Не забудешь ты меня,
и второй мой брат, пока не ляжешь рядом со мной.
Слайд 7
Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но
не ты ли была моей верной рабой? Земля черная,
ты покроешь меня, но не я ли, тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо.
Слайд 8
Песню эту, заимствованную из широко использованного писателем во
время работы над повестью «Сборника сведений о кавказских горцах»,
Л.Толстой особенно любил.
Ранее в письме к поэту А.А.Фету он оценивает ее как образец «сокровищ поэтически необычайных»
Слайд 9
Сказка о соколе, завершающая ХХ1 главу, - мрачное
пророчество и поэтический переход к самой лиричной ХХШ главе.
Слайд 10
Сокол, который был пойман, жил у людей и
потом вернулся в горы к своим. Он вернулся, но
в путах, и на путах остались бубенцы.
Слайд 11
И соколы не приняли его. «Лети, - сказали
они, - туда, где надели на тебя серебряные бубенцы.
У нас нет бубенцов, нет и пут.»
Слайд 12
Сокол не хотел покидать родину и остался. Но
другие соколы не приняли и заклевали его.
Слайд 13
Тавлинская сказка о соколе поэтично и образно отражает
истинное положение дел. Герой обречен, попав в западню.
«Так заклюют
и меня», - думал Хаджи-Мурат.
Слайд 14
Ночь перед побегом изображена в ХХШ главе как
таинство, праздник жизни, вливающийся в душу воспрявшего от мучительных
сомнений героя. К громкому свисту и щелканью соловьев подключается песня. Песня о Гамзате – мелодия смерти посреди пира жизни.
Слайд 15
Хаджи-Мурат сам оказался в положении Гамзата. «Ему подумалось,
что это так и будет, и вдруг стало серьезно
на душе»
Слайд 16
Гамзат угнал со своими молодцами с русской стороны
табун белых коней. Настиг его за Тереком русский князь,
окружил его своим , как лес большим войском.
Слайд 17
Гамзат порезал лошадей и с молодцами своими засел
за кровавым завалом убитых коней и бился до тех
пор, пока были пули в ружьях и кинжалы на поясах и кровь в жилах.
Слайд 18
Но прежде чем умереть, Гамзат увидел птиц на
небе и закричал им: «Вы, перелетные птицы, летите в
наши дома и скажите вы нашим сестрам, матерям и белым девушкам, что умерли мы все за хазават.
Слайд 19
Скажите им, что не будут наши тела лежать
в могилах, а растаскают и оглодают наши кости жадные
волки и выколют глаза нам черные вороны»