Слайд 2
Вступление
Актуальность.
Каждый день в нашей стране
появляются книги сотен различных наименований. Всё больше писателей стремятся
обрести читательское признание. Каков же герой нашего времени, идеалы современного общества, созданные авторами книг в конце XX – начале XXI в.в.?
Гипотеза.
Появление героя нашего времени, формирование идеалов современного общества в литературе зависят от умения писателя создать впечатляющие образы, выразить свою неповторимую личность так, что это будет интересно для многих читателей.
Слайд 3
Объект и предмет
исследования
исследование произведений различных жанров
современной русской литературы.
изучение идеалов современной молодежи, сформированных в
современной русской литературе.
Слайд 4
Цель исследования.
Основная цель моего исследования –
определение литературных предпочтений современной молодежи (учеников 9,10 и 11
классов) и основополагающих черт героя нашего времени.
Слайд 5
Задачи исследования:
1) изучить произведения русских писателей конца
XX – начала XXI в.в.;
2) научиться ориентироваться в
проблематике современной русской литературы;
3) реализовать свои знания оценивать художественные тексты;
4) изучить идеалы современного общества, сформированные в литературе конца XX - начала XXI в.в., и сделать выводы.
Слайд 6
Методы исследования:
метод восхождения от абстрактного к конкретному;
метод тестирования;
сравнение
полученных данных разных возрастных категорий людей (14-15-16-17 лет);
составление диаграмм
по результатам исследования.
Слайд 7
Основная часть.
По результатам проведенного мною исследования удалось выяснить,
что жанр фантастика является наиболее популярным и любимым среди
учеников старших классов гимназии № 1552. Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.
Слайд 8
Фантастика
– литература о времени, которое не пришло,
об обществе, которого нет, об открытиях, которые еще не
сделаны, о людях, которые не родились. Она вся – будущее. Фантастика не предсказывает будущее: она его приближает.
Слайд 9
Детектив
К детективной литературе относятся такие
художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления. Конфликтом
чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости,
борьба добра со
злом.
Слайд 10
Появившиеся на литературном небосклоне детективы Александры Марининой стали
характерной приметой массовой культуры рубежа XX – XXI веков.
Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Героями ее детективов становятся люди из «толпы» (продавцы цветов и газет, служащие, учителя, врачи), проблемы которых близки и понятны читателю.
Слайд 11
Настя Каменская
Секрет успеха писательницы определяется в
образе главной героини – Насти Каменской, которая является типичной
российской женщиной «среднего класса». «Тихая забитая серая мышка», усталая и неприметная, с букетом хронических заболеваний, равнодушная к моде и кулинарии, она обладает прекрасным аналитическим умом и способна конкурировать с мужчинами в профессиональной деятельности. Каменскую постоянно волнуют проблемы сохранения достоинства и порядочности в мире, наполненном ложью и злом.
Слайд 12
Драматургия
В переводе с греческого drama
– «действие». В драме изображается жизнь в событиях, поступках,
столкновениях героев. Действие развертывается
в настоящем времени
через конфликты в форме диалога, и все это происходит на глазах у зрителя. В драме отсутствуют прямые
оценки и разъяснения автора, кроме ремарок. Драматург, изображая сам процесс действия, делает зрителя живым свидетелем происходящего.
Что же такое драма?
Слайд 13
Гришковец выходит к публике для
того, чтобы поделиться своими сомнениями, проговорить их вслух и
тем самым вернуть нам то, что было забыто за ненадобностью. До его появления все видели, как глубоки противоречия между тем, что творит театр и что чувствует молодой мир. Гришковец разрушил это противоречие, в своих спектаклях он заговорил современным русским языком, на котором говорят все те, кто приходит на его спектакль.
Слайд 14
Герой пьесы «Как я съел собаку»
- молодой человек лет 30-40, рассказывающий историю не только
своей службы на страшном Русском острове под Владивостоком, но и своего взросления. Исповедь Гришковца проста и в меру иронична. Причем юмор и оценки ситуаций в большинстве чисто российские, так как только люди, живущие в этой стране, могут оценить фигуру офицеров.
Слайд 15
Эссеистика
Словом эссе (в переводе с французского
essai – попытка, проба, опыт, очерк) называют прозаическое сочинение,
как правило, небольшого объема, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете или рассуждения по какому-либо поводу, нередко случайному.
Слайд 16
Постмодернизм
По словам критика Б. Парамонова, «постмодернизм
– это ирония искушенного человека, который не отрицает высокого,
но понял необходимость низкого».
Основные черты постмодернизма:
отказ от какой-либо иерархии (стерты границы между высоким и низким, отсутствует стремление к положительному идеалу);
цитатность (весь мир воспринимается как текст, сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения);
расширение читательской аудитории.
Слайд 17
Герой Венедикта Ерофеева самым естественным образом
разговаривает на языке цитат, соединяя реальное и литературное пространство.
Сама биография Венички осмысляется в категориях литературы, точнее мифа. Социальный и психологический тип ненормального человека, изгоя общества, не сумевшего вписаться ни в одну из сфер общества, - вот тот разряд «антигероев» современной Ерофееву прозы, к которому он причисляет Веничку.
Слайд 18
Неореализм
Неореалисты вслед за приверженцами классического
реализма пытаются разобраться в многообразии отношений между человеком и
миром. Но современная действительность им видится более сложной, порой абсурдной и логически непостижимой. Не отрицая наличия смысла бытия, они в то же время задаются вопросами: что есть реальность? Что делает человеческую жизнь осмысленной?
Слайд 19
Роман Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»
посвящен судьбе российской интеллигенции, судьбе «шестидесятников» в эпоху девяностых.
Герой
романа – сторож, не только по роду деятельности, но и по образу жизни. Он следит за чужими квартирами, когда хозяева находятся в отъезде. Благодаря этому Петрович, не имеющий собственного жилья, на некоторое время обретает крышу над головой. К нему приходят люди из соседних квартир дома, чтобы рассказать о своих проблемах, получить совет и просто пообщаться с человеком, который занимается сочинительством.
Слайд 20
Конфликт романа определяет позиция героя:
нежелание иметь собственный угол, семью, постоянную работу Петрович расценивает
как индивидуалистический бунт, на который он решился, чтобы отстоять себя, не утратить своей «самости».
Слайд 21
Военная тема
Советская литература о Великой
Отечественной войне создала прекрасные образы героев – людей, готовых
на самопожертвование ради победы своего народа, ради спасения своей родины. Психологическое воздействие на художников и писателей самой кровопролитной из войн было ощутимо еще многие десятилетия после Победы и продолжается до сих пор.
«Человеческий масштаб» восприятия войны, ее психолого-философское осмысление, размышления о «цене» Победы, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне, - характерные особенности прозы В. Астафьева.
Слайд 22
Выводы
Новый герой конца 1990-х гг. рождался на фоне
всеобщего упрощения культуры, когда вслед за читательским бумом с
огромными тиражами толстых журналов наметился резкий спад интереса к современной словесности. На изменение образа героя повлияло и то, что человек, перестав уютно ощущать себя в реальном мире, пытается найти ему альтернативу в мире компьютерной игры, кинематографе, Интернете. Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время.
Слайд 23
Точка зрения критика М.Ремизовой:
«Приходится признавать, что
лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения
к миру, покрыто юношеским пушком и черты его довольно вялы, порой даже анемичны. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлектировать даже тень эмоции, взволновавшей его не по годам обрюзгшее тело… Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надмирности», он всего лишь заговоривший о себе маленький человек».
* Энтропия – мера беспорядка.
Слайд 24
«Мы отважные герои очень маленького роста» .
А. Макаревич
«Герой…
портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
А.Маканин