Слайд 2
Игорь Васильевич Лотарев родился 4 (16) мая 1887
в Петербурге в семье офицера.
в 6 лет
Слайд 3
Родословная
Н.М. Карамзин
А.М. Коллонтай
А.А. Фет
Слайд 4
Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в
Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба
дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.
Слайд 5
Хозяин усадьбы "Суда" дядя поэта М.П. Лотарев с
женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г
Отец
его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет.
Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных
Слайд 6
Усадьба Владимировка (1910 г.)
Слайд 7
Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями
усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних
вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)…
Слайд 8
Литературе сразу же отдался самозабвенно,
издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал
их по редакциям.
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.
Слайд 9
И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912
г. издал более 30 брошюр-сборников.
Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные
славословия и злобные нападки.
Слайд 10
В 1908 году стали появляться первые заметки о
брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
В 1911 г. Валерий
Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи".
Слайд 11
Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен,
часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен».
В. Брюсов
Слайд 12
В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название
«эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда
самовозвеличивание, раздражавшее многих
Слайд 13
Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.
Душа –
единственная истина.
Самоутверждение личности.
Поиски нового без отвергания старого.
Осмысленные неологизмы.
Смелые образы, эпитеты.
Борьба со стереотипами.
Разнообразие мира.
Слайд 14
Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников,
1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника
Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
Слайд 15
В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался
: «…я , очень строго по-своему, отношусь к своим
стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»
Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую
книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба.
В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом.
Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.
Слайд 17
Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я
царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части
«Громокипящего кубка».
В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.
Слайд 19
Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в
него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами.
Неологизмы встречаются
в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив».
Слайд 20
Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания :
«вы такая
эстетная», «вдохновляюсь порывно»,
«пора популярить изыски»,
«водопадное сердце» и др.
Слайд 21
Восемь лет эту местность я знаю.
Уходил, приходил, -
но всегда
В этой местности бьёт ледяная
Неисчерпываемая вода.
Полноструйный родник, полнозвучный,
Мой
родной, мой природный родник,
Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)
Неотбрасываемо я приник.
И светло мне глаза оросили
Слёзы гордого счастья, и я
Восклицаю: ты – символ России,
Изнедривающая струя!
1914. Июль
Родник
Слайд 22
Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал
свои «поэмы», рассчитанные , скорее, на слушателя, чем на
читателя : «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными , подвитыми кудряшками.
Слайд 23
Игорь Северянин
Эгополонез
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в
свой полонез!
Как плодоносны: как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз!
В них
водопадит Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! – поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое – всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! –
Тебе бессмертье предрешено!
Слайд 24
Он стал одним из поэтических кумиров, а в
1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был
избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.
По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»
Слайд 25
Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он
появлялся на поэтических вечерах с орхидеей в петлице, называл
свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Слайд 26
Чем так привлекал поэт своих читателей-современников?
Северянин очаровывал
необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он
превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.
Слайд 27
Эстония
27 февраля 1918 г. на вечере
в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем
поэтов". Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Слайд 28
Эмиграция
Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно
интенсивно переводил эстонских поэтов.
С 1921 года
поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия...
В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"
Слайд 30
В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы",
обобщающий опыт 1922-1930 гг.
Слайд 31
В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей
по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг
найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году.
Слайд 32
В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие
стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я
пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Слайд 33
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном
немцами Таллинне от сердечного приступа и был похоронен там
на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Слайд 34
«Нынче мне дорог и близок Игорь Северянин… Над
памятью его смеялись, его освистывали, называли пошлым и салонным,
и всё это оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт …не замаравший себя на протяжении всей жизни ни скоропроходящими политическими, ни какими-то иными пристрастиями.
Б.Окуджава