Слайд 2
Иван Сергеевич Тургенев
Вместе с Толстым и Достоевским вошёл
в тройку русских писателей-титанов, впервые заговоривших о тайной жизни
души человеческой. Летописец уходящей дворянской эпохи.
Слайд 3
Варвара Петровна Лутовинова
Незаурядные способности, сильная воля, гордость,
отсутствие любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей.
Дневник
матери потряс сына: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Слайд 4
«Несколько слов о любви»
Именно от матери противоречия Тургенева
к женщине: поклонение, неприятие семьи, брака, «мещанского счастья».
Странная любовь
к Полине Виардо. «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза,- день потерянный!»
Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!»
Слайд 5
Отец
Офицер, выходец из старинного дворянского рода.
Послужил прототипом отца
главного героя в повести “Первая любовь”.
Слайд 7
Университет (1833-1841)
1833 - Московский университет, перевёлся в Питер.
1838 - отправился
в Берлин”, слушал лекции по истории, философии, классической филологии.
Увлекся немецкой философией Шеллинга, Канта, Фихте, диалектикой Фридриха Гегеля.
Слайд 8
Увлечение философией на западе:
Споры о русских “вечных” вопросах:
“Что делать?”, “Кто виноват?”, “Быть или не быть?”
Тургенев — профессиональный
философ (кандидат философии), что и отразилось в творчестве.
Слайд 9
Тургенев был близко знаком с Мериме, Флобером, Золя,
Жорж Санд, Мопассаном.
Его любили и уважали, к его мнению
прислушивались, и именно с Тургенева началось признание русской литературы в мире. Он честно и благородно пропагандировал творчество русских писателей на Западе. Мопассан о нём трогательно написал: “Он был прост, добр, в высшей степени прямодушен, обаятелен, как никто, предан необыкновенно своим друзьям, мёртвым и живым”.
Слайд 10
Творческая деятельность
1844 - поэма «Параша» (Белинский хвалил, сказал,
что она пахнет земляникой).
1847 - написан первый серьёзный
рассказ — «Хорь и Калиныч».
Слайд 11
Цикл «Записки охотника».
(1847-1852)
«Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Контора»,
«Смерть», «Бежин луг», «Уездный лекарь», «Гамлет Щигровского уезда», «Два
помещика».
Тематика: изображение духовного облика крепостного крестьянина, протест против крепостничества, призыв к освобождению народа от помещичьего ига.
Впервые в русской литературе звучит тема самоценности, нравственной значимости людей из народа.
Слайд 12
«Под этим именем я собрал и сосредоточил все,
против чего я решил бороться до конца, с чем
поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская
клятва…»
Писатель не скрывает забитости и темноты, свойственных крестьянской массе, но при этом показывает творческие и поэтические начала.
Слайд 13
Пьесы-комедии (1846-1851)
«Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Разговор на большой
дороге», «Месяц в деревне».
Повести продолжают сатирические принципы драматургии Гоголя,
социально-психологические проблемы эпохи.
Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского и А.П.Чехова.
Слайд 14
Повести зрелого периода
1854 – 1856 г.г.
«Муму», «Постоялый двор»,
«Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка».
Темы исторических судеб дворянской
и разночинской интеллигенции.
Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского, А.П.Чехова.
Слайд 15
Романы И.С.Тургенева
В каждом из его романов запечатлён конкретный
момент исторического бытия России.
«Рудин» (1856)
«Накануне» (1859)
«Дворянское гнездо» (1860)
«Отцы
и дети» (1862)
«Дым» (1867)
«Новь» (1877).
Слайд 16
«Рудин» (1856)
«Рудин» - описывает облик человека 1840-х годов,
его реальный вклад в историю.
роман о лишнем человеке
(«Дневник лишнего человека», 1850)
Слайд 17
«Рудин»
Рудин жаждет деятельности, постоянно о ней говорит, пишет
планы, создаёт прожекты, мечтает, увлекает молодые сердца, но ничего
реально не делает.
Роман о невероятной силе и слабости слова.
Слайд 18
«Дворянское гнездо» (1858)
«Дворянское гнездо» — самый лиричный из романов
много любви.
Образ “тургеневской девушки” - Лиза Калитина.
Единственный
роман, безоговорочно принятый публикой как шедевр.
Слайд 19
«Дворянское гнездо» (1858)
основное действие приходится на 1842 год, посвящён судьбам русского дворянства, постепенно сходящего с исторической сцены.
Слайд 20
«Накануне» (1859)
Роман спровоцировал раскол в «Современнике» (Добролюбов: «
Нет ещё русского героя, который бы пошёл супротив “внутренних
турок”, как Инсаров — супротив внешних». А Тургенев уже побывал в ссылке и не хотел крупных неприятностей, причём на ровном месте.
Слайд 21
«Накануне»
События относятся к 1853 году. Смысл жизни болгарина Инсарова
— в освобождении Болгарии от власти турок, это становится
и делом Елены, вышедшей за Инсарова замуж. Полезное дело, которое так искал Рудин, наконец, нашлось.
Слайд 22
«Отцы и дети» (1862)
Полемика, конфликт идейных, социальных, исторических,
философских, нравственных концессий 50-х - 60-ых гг.
Главный герой –
разночинец Базаров – тип человека новейшего поколения.
Роман вызвал полемику из-за особенностей изображения детей, т.е. революционной демократической молодежи.
«Новь»
Роман-неудача. Действие происходит за границей, слишком много политических
разговоров: тогда злободневных, теперь непонятных.
Попытка реабилитации в глазах русской “прогрессивной” молодёжи.
Главный герой — революционер, ужасный недотёпа.
Слайд 26
Таинственные оккультные повести
«Рассказ отца Алексея»
«Собака»
«Клара Милич»
«Странная история»
«Призраки»
Слайд 27
«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет
и вчерашнего. Оно не помнит прошедшего, не думает о
будущем, у него есть настоящее – одно мгновение»