Слайд 2
Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком.
Здесь он впервые встретился с М.Лопухиной.
Запись в дневнике:
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были на водах кавказских»
Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения поэта
Слайд 3
Воспоминания о первом чувстве переплетаются с воспоминаниями о
матери в стихотворении «Кавказ», написанном в 1830 году, когда
Лермонтову было всего 16 лет.
Слайд 4
А вот другое произведение Лермонтова, выражающее его глубокую
и неизменную любовь к Кавказу. Оно написано так называемой
ритмической прозой в 1832 году. Лермонтову – 18 лет Синие горы Кавказа…
Слайд 5
Встречи с Кавказом были не всегда по воле
Лермонтова. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки
поэта. Но и тогда любовь к Кавказу и восхищение его красотой оставались неизменными в душе поэта.
Слайд 6
В 1837 году он писал М.Лопухиной: «.…по утрам
вижу из окна всю цепь снежных гор и Эльбрус.
Вот и теперь, сидя за столом, иногда кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны…»
Слайд 7
Эльбрус на рассвете – зрелище необыкновен-ной красоты. Это
потрясает!
Слайд 8
Напомним, что это было написано во время ссылки,
а ведь пребывание в ссылке не может быть естественным
состоянием человека
Слайд 9
Его привлекало здесь все!
Из письма Раевскому:
…ночевал в чистом
поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское,
лазил на снеговую гору (Крестовая) – оттуда видно половину Грузии…Горный воздух – бальзам!
Слайд 10
Чарующая природа Кавказа. Чарующие краски в стихотворениях Лермонтова!
Да, он поистине певец Кавказа!
Слайд 11
Из первой ссылки Лермонтов возвратился полный кавказских впечатлений.
Он много писал и не только стихи. Из-под его
кисти, а он очень хорошо рисовал масляными красками, появились по воспоминаниям кавказские виды
Слайд 12
Рождаются и стихи, навеянные легендами, песнями, сказами Кавказа,
к которым Лермонтов проявлял пристальный интерес.
Слайд 13
«Дары Терека»
Белинский назвал это стихотворение поэтической апофеозою Кавказа
( апофеоз – прославление, возвеличение чего-нибудь)
Слайд 14
Лермонтов создает балладу в истинно народном духе и
по манере, и по характеру, и по отношению к
Тереку, Каспию, которых поэт очеловечивает.
Слайд 15
Здесь на Кавказе произошла встреча Лермонтова с Белинским.
Поначалу они друг другу не понравились, но проведя вместе
всего четыре часа, Белинский скажет: « Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем! Мне наконец удалось его увидеть в настоящем свете.»
Слайд 16
Познакомившись с творчеством Лермонтова позже он скажет:
«Дьявольский талант!
Чудо!»
Слайд 17
Одно за другим появляются из-под пера Лермонтова стихотворения,
каждое из которых удивительный сплав глубокой мысли, пронзительного чувства
и высокой поэтичности
Слайд 18
Многие из них тематически с Кавказом не связаны,
но именно Кавказ вызвал их к жизни.( «Утес»,
«Пророк», «Листок»,
«Выхожу один я на дорогу»)
Слайд 19
Прекрасные живые картины, поэтическое совершенство – эта поэзия,
как и величественные горы Кавказа – на все времена.
Лермонтов первый взглянул на нашу землю с космической высоты. Высота такая, что снежная вершина кажется гранью сверкающего алмаза.
Слайд 20
Душа этого человека была сродни могучим горам Кавказа,
и каждое стихотворение заставляет испытывать чувство восторга перед громадой
личности поэта
Слайд 21
Кавказ стал местом , где разворачиваются события поэм
«Измаил-бей», «Мцыри», «Аул Бастунджи», романа «Герой нашего времени».Эти произведения
учат тоньше понимать людей, глубже познавать самих себя. Лермонтов отмечает «способность русского человека примениться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить»
Слайд 22
У Лермонтова эта способность связана с любовью и
интересом к людям. В горцах его привлекали горячий темперамент,
яркие характеры, красота поступков, страсть к лошадям, безудержная смелость, честь.
Слайд 23
Как человек военный, находясь на Кавказе, Лермонтов участвует
в боевых действиях. К.Мамацев – боевой офицер – рассказывал,
что Лермонтов «был отчаянно храбр, удивляя своей удалью даже старых кавказских джигитов, но это не было его призванием. Не было – и об этом говорит сам поэт, как и о своем отношении к войне.»