Слайд 2
Лермонтовский Пятигорск
Пятигорск давно снискал себе славу не только
как богатейший курорт, обладающий чудодейственными минеральными ключами, но и
как один из главных лермонтовских городов России.
Побывав на Горячих водах еще в детские годы, Лермонтов навсегда сохранил любовь к Пятигорску. Пребывание здесь всегда было связано у поэта с высоким творческим подъемом. В юношеской поэме «Аул Бастунджи» он впервые обозначил границы того уголка в предгорьях Кавказа, где отныне будет происходить действие многих его произведений, – «между Машуком и Бешту». И здесь же начинает развиваться сюжет другой его ранней поэмы – «Измаил-Бей», в которой юный Лермонтов нарисовал великолепные стихотворные картины полюбившейся ему далекой полуденной земли:
Кругом, налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво,
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их пятиглавый,
Туманный, сизо-голубой,
Пугает чудной вышиной…
На Кавказских водах происходят события, описанные в повести «Княжна Мери», – центральной части романа «Герой нашего времени». Ведя своего Печорина извилистым путем страстей и сомнений, Лермонтов успевает попутно запечатлеть все сколько-нибудь примечательные уголки знакомого и любимого с детства городка, где «воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка», «где по кремням Подкумок мчится» и где сам поэт мечтал «остаться жить навеки». И по сей день роман служит лучшим путеводителем по лермонтовским местам Пятигорья.
Слайд 3
На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет
чистенький, новенький городок; шумят целебные
ключи, шумит разноязычная толпа, а
там, дальше, амфитеатром громоздятся
горы, все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь
снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом…
Весело жить в такой земле!»
Когда смотришь на Пятигорск, невольно вспоминаются
лермонтовские строки из романа «Герой нашего времени»: «Вид с трех сторон у
меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча
рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская
шапка, и закрывает всю эту часть небосклона.
Слайд 4
Домик М.Ю. Лермонтова
В 1912 году был основан
в Пятигорске музей Лермонтова. Он был открыт в небольшом
домике под камышовой крышей. Здесь поэт прожил последние два месяца жизни, с 15 мая по 14 июня 1841 года, здесь написаны последние его
стихи, из этого домика Лермонтова хоронили. Домик известен в нашей стране как последний приют поэта.
Слайд 5
ПРОВАЛ
В повести «Княжна Мери» Лермонтов упоминает о том,
что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер
вулкана. Более поздние исследования позволили установить, что это огромная подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Свод ее постепенно просел и обрушился, образовав огромную воронку. Внизу, под нею, находится просторный каменный грот с озером голубоватой воды. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». Один из эпизодов романа «Герой нашего времени» связан с посещением Провала. Соблазн заглянуть на дно пропасти был так велик, что еще во времена Лермонтова над Провалом устроили помост, на котором танцевали любители острых ощущений.
Слайд 6
Лермонтовские ванны
Здание расположено в курортном парке «Цветник». Построенное
в 1826–1831 годах архитекторами братьями Бернардацци, оно является одной
из старейших сохранившихся лечебниц России. Из архивных данных следует, что летом 1837 года Лермонтов принял здесь 20 процедур. В письме к своему другу С. А. Раевскому он сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…».
Слайд 7
Грот Лермонтова
В 1837 году Лермонтов написал картину «Вид
Пятигорска». Город изображен таким, каким поэт увидел его с
площадки Елизаветинского источника. Справа на картине можно различить пещеру в скалистом отроге горы Машук. При благоустройстве местности эту пещеру отделали, в глубине высекли каменные скамьи и проложили туда удобную дорожку, обсадив её деревьями и кустарником. Именно этот грот поэт избрал местом романтической встречи своих героев – Печорина и Веры. Во второй половине XIX века грот облицевали тесаным камнем и навесили у входа ажурные железные ворота. С той же поры он стал именоваться Лермонтовским.
Слайд 8
Это каменное здание, выдержанное в строгом классическом стиле
по сей день является лучшим украшением города. Его построили
пятигорские зодчие братья Бернардацци. На балах в Ресторации собирался весь цвет «водяного общества». Своих героев приводит сюда и Лермонтов: дважды здесь встречаются Печорин и Мери.
Ресторация
Печорин отмечает в своем дневнике: «Завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку». В здании Ресторации Лермонтов останавливался на одну ночь, последний раз приехав в Пятигорск в мае 1841 года.
Слайд 9
Академическая галерея
Центром курортной жизни в лермонтовские времена в
Пятигорске служил Елизаветинский «колодезь». Тогда это был самый популярный
минеральный источник на Кавказских водах. В своем дневнике Печорин замечает: «На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика». У источника Печорин встречается с Грушницким, а княжна Мери помогает раненому Грушницкому поднять оброненный им стакан. В середине XIX века обветшавшие деревянные строения снесли, и над источником возвели белокаменную Елизаветинскую галерею. В 1925 году в память 200-летия Академии Наук галерея получила название Академической.
Слайд 10
Эолова арфа
Сосланный за стихотворение «Смерть поэта» на Кавказ
в действующую армию Лермонтов, заболев в дороге, получил
разрешение лечиться в Пятигорске.
Бывший поселок Горячие Воды к тому времени сильно изменился. В 1830 году он был возведен в степень уездного города и получил название Пятигорск. В городе появились ванные здания, бульвар, красивые дома. А на том месте, где когда-то стоял сторожевой казачий пост, была построена красивая беседка под названием «Эолова арфа».
Беседка привлекает внимание своей изящной архитектурой, удачным расположением на скалистом отроге Машука. В повести «Княжна Мери» Лермонтов пишет: «На крутой скале, где построен павильон, называемой Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…»
Слайд 11
Место дуэли М.Ю. Лермонтова
Память о любимом поэте жители
города хранили всегда. Каменным обелиском было отмечено место на
склоне Машука, где пролилась его кровь, скромный монумент был установлен и на старом пятигорском кладбище, где первоначально покоилось тело погибшего поэта. В 1889 году именно в Пятигорске был открыт первый в России памятник Лермонтову. Лермонтовский музей в Пятигорске основан в 1912 году и является одним из старейших литературно-мемориальных музеев России.
Слайд 12
Место дуэли М.Ю. Лермонтова
Там, где пролилась кровь писателя,
ныне высится обелиск, выполненный в 1914 году по проекту
Б.М. Микешина из кисловодского песчаника. Памятник отличается классической простотой и строгостью форм.
В круглой нише – бронзовый бюст поэта, изображенного в форме Тенгинского пехотного полка. Каменные столбики в виде снарядов, тяжелые цепи и грифы символизируют скорбь по великому поэту. Обелиск, открытие которого состоялось 15 июля 1915 года, и в наши дни является украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест Пятигорья.
Слайд 13
Могила М.Ю. Лермонтова
Похороны Лермонтова состоялись через день после
дуэли – 17 июля. Представители четырех полков, в которых
довелось служить поэту, проводили поэта в последний путь. Офицеры на своих плечах отнесли гроб с телом Лермонтова к подножию Машука на старое пятигорское кладбище. Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. Бабушка поэта после долгих хлопот добилась разрешения перевезти его останки в родовое имение Тарханы. Прах поэта захоронили в фамильном склепе. А в Пятигорске место первоначального погребения Лермонтова в 1901 году было отмечено скромным обелиском из белого машукского камня.
Слайд 14
Памятник М.Ю. Лермонтову
16 августа 1889 года в Пятигорске
при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие первого в
России памятника Лермонтову. Победителем в конкурсе на лучший проект памятника поэту оказался скульптор А.М.Опекушин, автор знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве. Бронзовую скульптуру поэта отлили в Петербурге. Для постамента доставили из Крыма восемь массивных гранитных плит. Вокруг памятника разбили аккуратный зеленый сквер, украшенный каменной панелью и фонтаном. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам, не раз вдохновлявшим его на создание прекрасных поэтических творений.