Слайд 2
Пространство – важнейший элемент мифопоэтической модели мира.
Путь -
образ связи между двумя отмеченными точками пространства.
Постоянное и необъемлемое
свойство пути – его трудность.
Путь строится по линии всё возрастающих трудностей и опасностей, поэтому преодоление пути – подвиг, подвижничество.
И.Левитан. Владимирка.
Слайд 3
Образ пути – динамический, он связан с максимальным
риском для жизни.
В мифопоэтическом сознании значимо то, что
связано с предельным усилием, с ситуацией или-или, в которой происходит становление человека как героя или как божества.
Такой путь полон неопределённостей – развилка дорог, перекрёсток, которые сулят опасности.
Путь полон неожиданных препятствий – огненная река, дракон, змей, хищный зверь, злой дух, разбойник, демон и т.п., которые ставят под угрозу саму реальность пути.
Слайд 4
Особые виды пути
Путь бесконечный, безблагодатный, путь как образ
вечности (Агасфер – Вечный Жид).
Агасфер – иудей-ремесленник, мимо дома
которого вели на распятие Иисуса Христа, несшего Свой Крест.
Агасфер отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть.
Агасфер сказал: «Иди, что медлишь?»
Иисус ответил: «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь Меня ждать».
Таким образом, Агасфер был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей.
Густав Доре. Вечный жид.
Марк Шагал. Вечный жид.
Слайд 5
Лабиринт – путь, нарочито затруднённый (Тесей и Ариадна)
Слайд 6
Трудный путь, связанный с искуплением (крестный путь Христа)
Слайд 7
Путь в горизонтальном пространстве стал той осью, на
которой создавались различные эпические формы народной словесности, прежде всего
– сказка.
В сказке герой отправляется на периферию пространства, которая отличается особой опасностью, там концентрируются злые силы.
Победа героя обозначает освоение пространства (делание его своим = о-своение), приобщение его к организованному, культурному пространству.
Слайд 8
Санкт-Петербург:
Дворцовый, Египетский,
Аничков, Банковский
Важнейший по значению участок пути
– мост.
Мост строится на глазах путника,
в самый
актуальный момент путешествия,
на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна.
В этом отношении мост подобен перекрёстку, развилке дорог.
Переправа через него требует от героя смелости, хитрости и изобретательности.
Очень развит мотив чудовища, дикого зверя, злого духа у входа на мост.
В связи с этим сложился обычай отмечать начало и конец моста украшением, шестом, символическим знаком, зооморфным образом типа сторожевых псов, львов, грифонов и т.п.
Слайд 9
Лестница
Чаще всего возникает в критический ситуации.
Лестница, которая ведёт
вниз, часто проходит через яму или колодец.
Движение по
ней связано с риском, она неустойчива.
С лестницей связывают
- счастливую судьбу, знание, святость, добродетель, богатство, божье царство, рай совершенство, стремление;
- деградацию, опасность, несчастье, болезнь.
Слайд 10
Пещера
В пещере не живут, а спасаются от опасности,
укрываются от мира, предаются аскезе.
Пещера укрыта, незаметна для
глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает.
Пещера – сакральное убежище, укрытие.
Там обитают отшельники.
В сказках там спят до времени короли, вожди, герои, пророки, очарованная царевна, спящая красавица, хозяин (хозяйка) горы.
Слайд 11
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература, в которой мотив приключения -
главный.
Складывается в XIX веке.
Истоки –
Рыцарский роман (куртуазный,
от англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois – учтивый, рыцарский )
Плутовской роман (или пикарескный – от итал. пикаро – плут) - сложился как противоположность рыцарскому роману.
Готический роман (черный ) (от архитектурного стиля готика, в значении средневековый) – конец XVIII в., Англия
Авантюрно-бытовой роман (от авантюра – рискованное и сомнительное предприятие)
«Робинзонады» (Д.Дефо «Робинзон Крузо»)
В русской культуре – жития, хожения («Хожение за три моря» Афанасия Никитина – XVв.)
Слайд 12
Классика жанра:
Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Жюль Верн, Виктор Гюго, Александр Дюма, Р.
Л. Стивенсон.
«Золотой век» приключенческого жанра – конец XIX
- начало XX вв.
Множество разновидностей:
Книги о поисках сокровищ («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Копи царя Соломона» Г. Р. Хаггарда, «Похитители бриллиантов» Луи Буссенара).
Морской роман («Моби Дик» Г. Мелвилла).
Романы о пиратах («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини).
Робинзонада (истории о необитаемых островах и о «детях джунглей» - о Маугли Р.Киплинга, о Тарзане Э.Р.Берроуза).
Романы плаща и шпаги (сюжеты из европейской истории XVI-XVIII вв. - «Капитан Фракасс» Теофиля Готье).
Романы про индейцев (М. Рид и др.).
Романы о Зорро (романы Джонстона Маккалли).
Слайд 13
Два типа сюжетной композиции:
1)роман, построенный на чередовании
неожиданных событий:
-герои подвергаются всевозможным испытаниям и бедствиям;
-избавление наступает
внезапно;
-вереница пестрых эпизодов;
-хаотическая игра случая.
2)За видимым кругом событий скрывается другой ряд таинственных сил:
-случай не имеет большого значения;
-сюжет имеет глубинное единство (готический роман).
Рокуэлл Кент. Иллюстрации к роману «Моби Дик» Г.Мелвилла.
Слайд 14
Характерные черты:
-динамичность;
-острота сюжета;
-загадочность событий;
-исключительные ситуации;
-внезапные повороты действия;
-преследования;
-похищения;
-переходы
от опасности к избавлению;
-неожиданные катастрофы;
-необычные условия;
-резкая психологическая
контрастность между положительными и отрицательными персонажами.
Слайд 15
Иржи Ганзелка (1920-2003)
чешский путешественник, журналист, писатель.
Мирослав Зикмунд (1919)
чешский путешественник, журналист, писатель.
Разработали план
путешествия по пяти континентам.
В 1947-1950 гг. путешествие на легковом
автомобиле Tatra 87 по Африке, Южной и Центральной Америке.
Автомобиль им удалось получить от автозавода, убедив его руководство, что их поездка послужит хорошей рекламой автомобилям Tatra и вообще чешским товарам.
Во время путешествия они написали сотни репортажей, несколько объёмных книг, сделали тысячи фотографий и несколько документальных фильмов.
В своём путешествии Ганзелка и Зикмунд встречались со многими общественными и политическими деятелями, забирались в такие глухие места, что иногда были первыми иностранцами, которых видели местные жители.
Африка грез и действиетльности.