Слайд 2
СТАТЬЯ «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
-Почему 19 век называют
«золотым веком» русской литературы?
-В чём особенности романа А. С.
Пушкина «Евгений Онегин»?
-Перечислите писателей 19 века, поэтов 19 века, драматургов 19 века
Слайд 4
РОМАНТИЗМ
И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия,
мироощущения, заключающихся в создании собственного идеального мира, отличного от
мира реального
Слайд 5
РОМАНТИЗМ В РОССИИ
Развивается в начале 19 века как
реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не
основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения)
Слайд 6
РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА
Его корни уходят
в средневековую поэзию трубадуров, миннезингеров, воспевающих любовь.
Центры романтизма: В
Германии – Йенская школа, в Англии – Озёрная школа.
Слайд 7
Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19
века в творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана,
англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго
Слайд 8
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Сильная личность, выше окружающих; это герой одной
страсти, одной идеи – двух идей быть не может;
несовместим с обыденным миром
Слайд 9
ДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ РОМАНТИКАМИ
Страсти романтики делили на
Слайд 10
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт
с собой смерть героя
Слайд 11
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер
Скотт – создатель жанра исторического романа)
Слайд 12
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
2) Характеры даны вне истории, история –
декорация (Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
Слайд 13
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
3) Интерес к экзотическому, сильному; к необычной
обстановке (для России это Крым или Кавказ с его
страстными и вольными народами)
Слайд 14
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
4) Интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов
«Песня про ... купца Калашникова»)
Слайд 15
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
5)Особое изображение природы – отказ от подражания
ей, провозглашение права художника на преображение реальности. Романтиков интересует
бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу
Слайд 16
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА
6) тяготение к фантастике, смешению высокого и
низкого, трагического и комического, к «ночной» стороне движения души,
к интуитивному и бессознательному
7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу )
Слайд 17
В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков,
Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.
Слайд 18
РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллера, Гофмана) на
русский романтизм проявилось в творчестве В. А. Жуковского, К.
Н. Батюшкова (излюбленный жанр – элегия; основа поэзии – мечта о совершенном человеке), П. А. Вяземского, А.А. Дельвига (медитативная лирика)
Слайд 19
РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Влияние английского романтизма (Байрона, Шелли, Шатобриана) проявилось
в творчестве молодого А. С. Пушкина (южные поэмы), М.
Ю. Лермонтова
Слайд 20
ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ
Кюхельбекер -воспевал героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами)
Рылеев
К. Ф. – суть его поэзии «я не поэт»,
а гражданин
Баратынский Е. А.– разделяет идеи декабристов и считает, что человек обречён на вечное разочарование
Слайд 21
РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ
Объединяет их неприятие мира, недовольство им.
Романтические традиции
продолжают развиваться в конце 19 века в творчестве А.А.
Фета (поэт переживаний и впечатлений), А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева (философское понимание мира)