Слайд 2
Из статьи литературоведа и критика Е.Книповича
«Когда меня спрашивают
сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и двадцатые
годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света…
Свирепые споры Маяковского с Есениным, молодых «серапионов» между собой, все это – знак времени, это знак творческих возможностей тех поднятых революционных сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды, свое понимание строящейся советской культуры…»
Слайд 3
Пролеткульт
(пролетарская культура)
Искусство – просто ремесло высокого класса, которым
вполне может овладеть любой способный человек, следовательно, пролетарская культура
может и должна создаваться только пролетариатом и только для пролетариата;
В основе искусства – классовая борьба, т.е. революционный классовый антагонизм пролетариата и эксплуататорских классов;
Цель искусства не художественное постижение действительности, а выражение идейно-политических интересов, взглядов и действий трудящихся.
Слайд 4
С традициями, с прошлым, иначе говоря,
с культурой
дворянской и буржуазной пролеткультовцы призывали решительно рвать
Мы во власти
мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»
Во имя нашего завтра – сегодня сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
В. Кириллов (История русской советской литературы 1917-1940)
Слайд 5
Представители Пролеткульта 20-х годов Однако творческая деятельность этих
крупных писателей и поэтов далеко выходила за рамки установок
Пролеткульта.
Литературная группа«Леф»: В.Маяковский, Н.Асеев, Б.Пастернак, С.Кирсанов
Объединение «Кузница»: Ф.Гладков, А.Новиков-Прибой
«Серапионовы братья»: К.Федин, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко
Слайд 6
«Перевал»
группировался вокруг журнала «Красная новь»
Искусство – это
способ познания жизни, воссоздание ее во всей сложности многообразия
на основе изучения и глубокого анализа.
Теория классовой борьбы не может быть основой для искусства: изображение вражды, ненависти, взаимоуничтожения делает искусство антигуманистическим.
Цель искусства – «живой, осязаемый, видимый» человек, его внутренний мир, психология, мировоззрение, мотивы действий и поступков.
Художник свободен в выборе тем, в поисках формы, в создании своего стиля, более соответствующего, по его мнению, своей эпохе.
Слайд 7
Представители «Перевала» утверждали гуманистическую позицию, свободу и независимость
художника
М.Пришвин,
Э.Багрицкий,
М.Светлов,
Д.Кедрин
Слайд 8
Из резолюции ЦК РКП(б)
июнь 1925 года
Продолжает оставаться задача
создания настоящей художественной литературы
Необходимо бережное и тактичное отношение к
так называемым «попутчикам», чтобы обеспечить «все условия для возможно быстрого их перехода на сторону марксистской идеологии»
Не может быть пренебрежительного отношения к культурному наследию
Литературная критика должна «изгнать из своего обихода тон литературной команды»
Слайд 9
РАПП –Российская ассоциация пролетарских писателей(январь 1925 г.).
История создания
1920
г. По инициативе литературной группы «Кузница»(Пролеткульт) создана Всероссийская ассоциация
пролетарских писателей(ВАПП). Ее журналы («На посту»1923, «На литературном посту» 1924) были печатными органами Пролеткульта.
В 1925 году они перешли к РАППу
Декларируя приверженность резолюции ЦК ВКП(б) рапповцы проводили политику «казарменного» диктата
Слайд 10
Литературная борьба второй половины 20х годов.
Члены РАППа перешли
от дискуссий к прямым доносам в ЦК РКП(б) и
нашли там поддержку.
Началась травля М.Булгакова, Б.Пильняка, Е.Замятина, А.Платонова.
Журнал «На литературном посту» проводит «следствие» и выносит приговоры
А.Блоку – за «отсутствие осознанной связи с коллективом»,
В.Маяковскому – как обманувшего доверие,
К.Федину – за идеологическую недооценку изображаемых явлений.