Слайд 2
Николай Алексеевич Некрасов
Русский поэт, писатель
и публицист. Признанный
классик мировой литературы.
Родился: 10 декабря 1821 г., Немиров
Умер: 8
января 1878 г., Санкт-Петербург
Место захоронения: Новодевичье кладбище
Образование: Санкт-Петербургский государственный университет
Слайд 3
Текст слайда
Нет и не может быть
у Некрасова
стихов
без «кипенья
человеческой крови
и слез», с которыми
он сталкивается
повсюду.
Слайд 4
Но нельзя не утверждать, что любовная лирика Некрасова
открывает поэта с новой, неожиданной, вернее, непривычной для читателя
стороны. У Некрасова, как и у каждого поэта, есть такие стихи, в которых находит выражение все самое сокровенное, самое личное. Такое пишется либо «в минуту жизни трудную», либо в момент высшего счастья - вот здесь-то и раскрывается душа поэта, где можно увидеть еще одну тайну –
любовную.
Слайд 5
Текст слайда
Бьется сердце беспокойное,
Отуманились глаза.
Дуновенье страсти знойное
Налетело, как
гроза.
Слайд 6
У Некрасова любовь предстает в сложном переплетении прекрасного,
возвышенного и житейски обыденного. Недаром же его любовную лирику
зачастую сравнивают с пушкинской. Но у Пушкина героиня - объект лирических чувств, существует как некий прекрасный идеал, лишенный конкретных черт, а вот у Некрасова «лирическая героиня» - это «второе лицо» стихотворения, она всегда существует рядом с героем - в его воспоминаниях, в его диалогах с ней - не просто как идеал, а как живой
образ.
Слайд 7
Текст слайда
Особенно это заметно в элегии «Ах! что
изгнанье, заточенье!», относящейся к так называемому «панаевскому» циклу, навеянному
воспоминаниями о любви Некрасова к Авдотье Яковлевне Панаевой
Слайд 8
Здесь передано противоречивое и одновременно светлое чувство: в
нем переплелись «ревнивая печаль» и желание счастья любимой женщине,
уверенность в негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть ушедшее счастье.
Кто скажет мне?.. Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!
Слайд 9
Мучительно вспоминая пережитое, автор не замыкается только на
своем чувстве, воссоздавая перед читателем светлый женский образ -
независимый и гордый, нежный и любящий:
Слайд 10
Придет... и, как всегда, стыдлива,
Нетерпелива и горда,
Потупит очи
молчаливо.
Тогда... Что я скажу тогда?..
Слайд 11
В этом стихотворении автор рисует картину жизни, прожитой
героями вместе, где они делили друг с другом и
минуты счастья, и суровую долю. Тем самым стихотворение рассматривается в двойном ракурсе - не одна, а две судьбы, два характера, два эмоциональных мира.
Слайд 12
В стихотворении «Зине» перед глазами читателя предстает больной
человек. Он уже не может сдержать стонов, его мучит
боль, и продолжается эта боль бесконечно. А рядом - любящая женщина. Ей приходится тяжелее всех, потому что лучше самой мучиться, чем видеть, как страдает самый близкий и дорогой человек, и сознавать, что ему ничем нельзя помочь, нельзя никак избавить его от этой ужасной боли и муки. Движимая любовью и состраданием, она не смыкает глаз «двести уж дней, двести ночей». И герой слышит уже не свои стоны, а то, как они отдаются в сердце любимой женщины:
Слайд 13
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои
отзываются.
И все
же не страшна эта
темень, не страшны даже
смерть
и болезнь, поскольку
людей соединяет такая чистая,
светлая и жертвенная любовь.
Слайд 14
Еще один шедевр некрасовской любовной лирики - «Я
не люблю иронии твоей» - можно одновременно отнести не
только к любовной, но и к интеллектуальной лирике. Герой и героиня - культурные люди, в их отношениях присутствует не только любовь, но и ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они оба знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят.
Слайд 15
Текст слайда
Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути
ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского «Что делать?».