Слайд 2
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» – ЭТО
«ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ».
ПЕЧОРИН – ЕДИНСТВЕННЫЙ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ОДИНОЧЕСТВО
В РОМАНЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО ЗНАЧИМО.
ЭТО ИСТОРИЯ ТЩЕТНЫХ ПОПЫТОК НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ, НАЙТИ ХОТЬ КАКОЕ-ТО УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИМ ПОТРЕБНОСТЯМ , ИСТОРИЯ УТРАТЫ ИМ МОГУЧИХ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И НЕЛЕПОЙ, НЕОЖИДАННОЙ, НО ПОДГОТОВЛЕННОЙ
ВСЕМ РАССКАЗАННЫМ СМЕРТИ ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ,
ОТ ЕГО НЕНУЖНОСТИ КОМУ БЫ ТО НИ БЫЛО И
СЕБЕ САМОМУ.
Слайд 3
КАК МОЖНО ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА?
Чтобы понять человека, необходимо чутко
и внимательно исследовать каждое движение его души на протяжении
длительного времени.
М.Ю. Лермонтов, как великий художник, использовал для раскрытия характера Печорина разнообразные художественные средства.
Самое главное из них – это композиция. Автор не случайно расположил повести романа не в хронологическом порядке.
Логика повествования и расположения его частей – в детальном отображении психологии героя, являющегося не только одним из представителей своего времени, но и представителем человечества вообще.
Именно поэтому понять Печорина, разгадать его характер очень сложно, ведь он впитал в себя многие качества незаурядной индивидуальности.
Однако разгадывание личности такого героя – занятие самое увлекательное.
Слайд 4
ТАКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДАЕТ АВТОРУ ВОЗМОЖНОСТЬ:
МАКСИМАЛЬНО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЧИТАТЕЛЯ
СУДЬБОЙ ПЕЧОРИНА;
ПРОСЛЕДИТЬ ИСТОРИЮ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ;
ОБРАЗ ПЕЧОРИНА
РАСКРЫВАЕТСЯ ДВОЯКО: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ И В ПЛАНЕ ВНУТРЕННЕГО САМОРАСКРЫТИЯ;
ПРИ ТАКОМ ПОСТРОЕНИИ, КАК БЫ ОСТАВЛЯЯ ГЕРОЯ В ЖИВЫХ, АВТОРУ ЛЕГЧЕ ПОКАЗАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ
Слайд 5
Система рассказчиков
ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Путешествующий
офицер
Максим Максимыч
Печорин
Человек чести, воин-
ского долга,
дисцип-
лины; простодушен,
добр, искренен
Образованный офи-
цер, кое-что знает о
Печорине,
о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.
Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит
КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ
Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить
Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.
Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.
Слайд 6
ПОВЕСТВОВАТЕЛИ В РОМАНЕ
Максим Максимыч: излагает внешние события, при
этом не понимая Печорина.
Офицер – рассказчик: человек его круга,
писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны.
Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.
Слайд 7
ЖАНРЫ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ РОМАНА
«Бэла» и «Княжна Мери» -
повести.
«Тамань»– новелла.
«Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы.
Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя.
Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой.
Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Слайд 8
Жанровое своеобразие
Дневник
Это записи личного характера, в которых
человек, зная, что они не станут известны другим, может
излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души
Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Путевые записки
Это записи, которые человек ведёт, находясь в путешествии, часто фрагментарные, отражающие внешнюю канву событий, происходящих вокруг.
Две первые повести романа написаны в этом жанре.
Повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки».
Слайд 9
ДВА МИРА: ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
Печорина и контрабандистов объединяет
тайна и стремление к ней.
Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин
понимает, что он так же одинок.
У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.
И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями.
Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.
Слайд 10
«ЧИТАЯ В ДУШЕ ДРУГ ДРУГА…»
Печорин
Деятелен, и только
в деятельности ищет истину. Естественное нравственное чувство в нём
не исчезло.
Имеет большие интеллектуальные запросы, пытается проникнуть в тайны человеческого сердца.
Вернер
Эгоист принципиальный, сознательный. Ему уже не преодолеть выработанной позиции. Он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит возможности для её осуществления.
Часто беседует с Печориным «об отвлечённых предметах», желает изучить механизм «всех живых струн» человеческого сердца.
Слайд 12
Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?
Печорин перед
дуэлью с Грушницким с увлечением читает «Шотландских пуритан» В.
Скотта, роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля.
Сначала Лермонтов хотел положить на стол Печорина другую книгу – «Приключения Нигеля», чисто авантюрный роман, но выбор остался за «Пуританами».
Печорин воображает себя главным героем произведения, который высказывает мысль о сопротивлении любой власти на свете, попирающей права свободного человека.
Роман увлекает Печорина и заставляет его забыть о дуэли…
Таким образом, Лермонтов показал, что у его героя было действительно «высокое назначение».
Слайд 13
СИСТЕМА «ДВОЙНИКОВ» В РОМАНЕ
Грушницкий
Печорин
Вернер
позёр, шут трагическая , циник
страдающая
фигура
Слайд 14
ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЯ
Печорин полон жизни,
энергии, способен
«Тамань»
на сочувствие
Активно добивается цели, «Княжна Мери»
сострадает.
Ищет спасения в любви, «Бэла»
добивается, но…
Не дорожит ни своей, «Фаталист»
ни чужой жизнью.
Не способен на элементарное «Максим Максимыч»
движение к человеку
«… и умер где-то в Персии»
Слайд 15
ПОРТРЕТ ПЕЧОРИНА
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан
его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.., не побеждённое
ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
«…Ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…»
«…Не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера…»
«…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…»
«С первого взгляда… ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«В его улыбке было что-то детское.»
«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы.., благородный лоб со следами морщин…»
Карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», но холодно блестели; «взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжёлый», «равнодушно спокойный».
Слайд 16
САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА
скука
самолюбие
Потеря надежды
Несчастный характер
«душа испорчена светом»
Беспокойное воображение
«Глупец я
или злодей, не знаю…»
«сердце ненасытное; мне всё мало»
Бешеное наслаждение
удовольствиями жизни
Слайд 17
ПЕЧОРИН И ВРЕМЯ
Печорин и настоящее
Манера поведения Печорина рисует
человека подавленного, ничего не ждущего от жизни.
Встреча с Максимом
Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином.
Кроме того, скука, присущая Печорину, возможно, свидетельствует о некотором его равнодушии к настоящей своей жизни.
Жизнь его не имеет цели, он не видит выхода ни в настоящем, ни в будущем.
В этом, как и во многом другом, Печорин типичен для своего времени.
Печорин и прошлое
Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами.
Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний.
Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей.
Слайд 18
ЧТО ТАКОЕ СУДЬБА?
Фатализм – это вера в предопределённую,
неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и
разум.
Проблема судьбы, предопределения всегда волновала людей всех поколений.
Об этом упоминается в «Евгении Онегине»:
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду –
Всё подвергалось их суду.
Проблема судьбы поднимается в «Герое нашего времени» постоянно. Повесть «Фаталист», по мнению И.Виноградова, «своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придаёт единство и полноту целому…».
Слово «судьба» упоминается в романе до «Фаталиста» 10 раз, 9 раз – в «Журнале» Печорина.
Внимание Печорина к этой проблеме не случайно. Оно демонстрирует переход героя к философскому обобщению важнейших проблем бытия в их психологическом разрезе.
Слайд 20
«Фаталист»
Тема судьбы и воли человека
«И
если точно есть предопределение, то зачем же нам дана
воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
« А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»
Печорин
Наличие у человека веры и цели
Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя
Сила
Слабость
Слайд 21
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФАТАЛИСТА
Отрицание собственной вины
Сознание собственного безволия
Бездействие
Ощущение безысходности
«Обессмысливание»
борьбы в жизни
Слайд 22
«ВЫЗОВ СУДЬБЕ, ИЛИ ДА БУДЕТ ВОЛЯ МОЯ…»
Повесть «Фаталист»
подводит итог, разъясняет окончательно все загадки души Печорина.
Только в
самом конце становится понятным тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: то был смех холодного отчаяния.
Печорин, предавшись соблазну фатализма, отрекается от собственной виновности в происходящем и проникается иллюзией бессилия воли.
Итак, сначала – абсолютизация собственной воли («да будет воля моя»), итог – разочарования в возможностях этой воли.
Слайд 23
«Печально я гляжу
на наше поколенье...»
На
последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение
«жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья…» Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.
Слайд 24
«ПЕЧОРИН - ЭТО ОНЕГИН НАШЕГО ВРЕМЕНИ...»
Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабристов,
вольнодумия, мятежей. Печорин - герой эпохи безвременья. А вот идеи романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» общие: изображение духовного кризиса дворянской интеллигенции, которая была не удовлетворена жизнью, но отстранялась от общественной деятельности и бесцельно растрачивала свои силы, а ее представители превращались в «лишних людей». Таковы Онегин и Печорин.
Слайд 25
ПЕЧОРИН И ОНЕГИН
В. Г. Белинский
в числе первых критиков отметил несомненное сходство образов Евгения
Онегина и Григория Печорина. «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин - это Онегин нашего времени», - писал Белинский.
Слайд 26
НО
Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)
одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)
характер
противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)
способен на глубокую любовь (отношение к Вере)
типичный герой своего времени
тип лишнего человека
А.И. Герцен (1861 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».
«лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в
ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).
Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.
Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.
Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.