Слайд 2
Величайший мастер слова.
Это смелый человек, ставивший правду жизни
выше самой жизни.
Он органично продолжил и развил образы
и темы русской литературы, начатые Н.В.Гоголем, М.Е.Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым.
Слайд 3
Начало пути мастера
Родился 15 мая 1891 г. В
Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия
Ивановича Булгакова. Мать, Варвара Михайловна, была учителем.
Дух семьи, атмосфера дома многое значили для будущего писателя.
Слайд 4
Юность мастера
1916 г. – окончание медицинского факультета Киевского
университета и начало работы в качестве врача-хирурга. Сельская врачебная
практика стала основой цикла рассказов «Записки юного врача».
1919 г. – медицинская практика в Киеве. События гражданской войны: власть в городе за полтора года менялась 7 раз.
Спасала атмосфера родительского дома, тот слой русской жизни, культура которого создавалась веками.
1921 г. – переезд в Москву, сотрудничество во многих журналах и газетах. Становление писателя.
Слайд 5
Писатель-сатирик
Повести «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце»
(1925)
«Дьяволиада» - это не только название повести, это стержневой
булгаковский образ, передающий утрату человеком самого себя.
Слайд 6
Писатель-фантаст
Повесть «Собачье сердце»
Мир пепрерывных изменений: расщепление человека
на бессмысленные «назначения»
Слайд 7
Роман «Белая гвардия» (1924) – отражение эпохи
I часть
– нравственное и духовное размежевание.
немцы и белые
мужицкая масса и Петлюра
народ и большевики политическое
Деникин и его армия
II часть – схватка, гибель людей.
III часть – раздумья о жизни и смерти.
Слайд 8
Булгаков - драматург
«Дни Турбиных»
«Бег»
«Иван Васильевич»
«Александр Пушкин»
«Мольер»
«Последние дни»
Слайд 9
Главная встреча
1929 год – знакомство с Еленой Сергеевной
Шиловской: «Это была быстрая, необыкновенно быстрая любовь на всю
жизнь».
Взрослые, семейные люди - первое время они попытались не поверить в любовь, сами от себя укрывая под личиною дружбы.
Слайд 10
Дальнейшая судьба мастера.
1932 год – начало семейного счастья.
1939 год – начало смертельной болезни.
10 марта 1940 года
– смерть писателя.
Слайд 11
Судьба Е.С.Булгаковой
В ее любви было нечто, наполнявшее светом
все тридцать лет, прожитые ею после его смерти: ощущение,
что они связаны навсегда, навечно. Беседовала с ним мысленно. Погружалась в его рукописи – зримый, бессмертный след жизни его души.
Слайд 12
Главный роман М.А.Булгакова
«Я – часть той силы, что
вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Какова роль эпиграфа?
Слайд 13
Жанр романа.
Работал над ним 12 лет (с 1928
г. по 1940 г. до самой смерти).
Роман многожанров и
многопланов, не укладывается в традиционные схемы. Это «роман в романе», социально-философский роман.
Судьба самого Булгакова отражена в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Слайд 14
Связь времен
Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна
и сложна:
Сатана выдает себя за профессора черной магии и
правит бал вместе со своей свитой;
Понтий Пилат отправляет на казнь невинного человека;
Московский бомонд считает себя хозяином положения.
Слайд 16
Вопрос о композиции романа
Почему роман многолик и разнопланов?
Какая
связь существует между мирами и героями?
Как связаны реальность и
фантастика?
Слайд 18
Сочетание реальности и фантастики с библейскими мотивами
Всего 4
дня происходят события в романе. Ради чего такая сложная
композиция?
С чего начинается действие романа?
Как выглядели незнакомцы?
Слайд 19
«Этого не может быть!»
Какие странности приключились с Берлиозом
и Иваном Бездомным?
За что так страшно наказан Берлиоз?
Как
объяснить название первой главы?
Слайд 20
Великий прокуратор Иудеи
Каким показан Понтий Пилат?
Как выглядит Иешуа
в сцене допроса?
Слайд 21
«Что есть истина?»
Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора?
Почему
Пилат утверждает смертный приговор?
Слайд 22
«Люди как люди…»
Как ведут себя люди в реальном
мире?
Как показаны писатели?
Кто такие Степа Лиходеев, Никанор Иванович
Босой?
Какую роль в идейном содержании романа играет сеанс черной магии?
Слайд 23
Философский смысл произведения
«Человечество мало изменилось…»:
модель устройства общества;
поведение людей,
нравственные критерии;
чувства и эмоции: жажда власти и богатства.
Слайд 24
«Человечество мало изменилось»
Понтий
Пилат
Берлиоз,
критики
Иешуа
Мастер
Иуда
Алоизий
Магарыч
Левий Матвей
Иван Бездомный
Воланд
Потусторонний
мир