Слайд 2
Биография М.А.Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году
в Киеве. В 18 лет Булгаков становится студентом медицинского
факультета Киевского университета, а в 21 год женится на Татьяне Ланка. В 1921 году приезжает в Москву «без денег, без вещей… с тем, чтобы остаться с ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах. В 1932 году Булгаков женится на Елене Шиловской, с которой и прожил до конца жизни. А 10 марта 1940 года Булгаков скончался в Москве.
Слайд 3
История создания романа
Роман М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» не был завершен и при жизни автора не
публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой. Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г.
Слайд 4
Переплетение фантастики и реальности
Роман «Мастер и Маргарита» явственно
делится на две части. Первая часть романа реалистична, несмотря
на явную фантастику появления дьявола в Москве, несмотря на скрещение эпох, разделенных двумя тысячелетиями.
Часть вторая фантастична, и реалистические сцены в ней снять это впечатление не могут. Совсем иначе – не в будничной детали, а в фантастики больших обобщений – раскрывается сокровенная сущность образов, уже прошедших по страницам первой части, и действительность, опрокинувшаяся в фантастику, предстает перед нами в каком-то новом освещении.
Слайд 6
«Князь тьмы»
Портрет: «правый глаз черный, левый почему- то
зеленый», причем "«правый с золотой искрой на дне, сверлящий
любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в безданный холодец всякой тьмы и теней».
Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Этот персонаж реален и в тоже время ему подвластно пространство и время, он вобрал а себя черты духов зла. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней».
Слайд 7
Коровьев-Фагот
С момента своего появления в романе и до
последней главы, где он превращается в темно-фиолетового рыцаря, Коровьев-Фагот
одет удивительно безвкусно, по-клоунски. На нем клетчатый кургузый пиджачок и клетчатые брючки, на маленькой головке жокейский картузик, на носу треснувшее пенсне, «которое давно пора бы выбросить на помойку».
Слайд 8
Азазелло
Булгаковский Азазелло, как и его ветхозаветный прототип, отличается
крайней воинственностью. Имя другого подручного Воланда – Азазелло пришло
в роман из Ветхого Завета. Оно – производное от Азазел, который людей изготовлять оружие и украшения.
В окончательном тексте «Мастера и Маргариты» в сцене последнего полета Азазелло обретает свой истинный облик. Он – «демон безводной пустыни, демон-убийца».
Слайд 9
Кот Бегемот
Бегемот в демонологической традиции – это демон
желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота, он без разбора
заглатывает все съестное.
В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите –
«праведным и избранным».
Слайд 10
Гелла
Имя последнего члена свиты Воланда – вампира Геллы
Булгаков взял из статьи «Чародейство» Энциклопедического Словаря Брокгауза и
Ефрона. Этим именем называли безвременно погибших девушек, ставших вампирами.
Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы. Наверное, именно поэтому Гелла единственная из свиты Воланда неучавствовала в сцене последнего полета.
Слайд 11
История Мастера и Маргариты
На протяжении всего романа Булгаков
бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви.
Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы.
Слайд 12
Портрет Мастера
«Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами
и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно
лет тридцати восьми». Булгаковский Мастер – философ. У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья.
Слайд 13
Портрет Маргариты
Маргарита действует во всех трех мирах романа:
современном, потустороннем и историческом. Этот образ не во всем
представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. . Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе.
Слайд 14
Гротеск и ирония в романе «Мастер и Маргарита»
Комизм
в романе «Мастер и Маргарита» связан, прежде всего, с
созданием гротескной ситуации, состоящей из испытаний и возмездий. Сталкивая персонажей с Сатаной, Булгаков стремился выявить культурный потенциал человека, его внутреннюю суть. Воланд предстает в облике традиционного литературно-театрального Дьявола. Об этом свидетельствует уже внешний облик, свита, фантастические деяния и т. д. Комизм состоит в том, что «московское народонаселение» не узнает Воланда. Не понимает, что соприкоснулся с дьявольским миром. Таким образом, гротескная ситуация, основанная на контрасте нереального происшествия, с одной стороны, и вполне естественного поведения персонажа – с другой, максимально выявляет суть человека.
Слайд 15
Переосмысление традиционных гротескных образов так же, как и
переосмысление гротескной ситуации, сопряжено у Булгакова с их пародированием.
Автор иронически развенчивает романтическое представление о чудесном всесилии Бога.