Слайд 2
Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд
русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются.
Проблемы, поднятые в этом произведении, не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда.
Слайд 3
Основные персонажи романа “Мастер и Маргарита”:
Иешуа Га-Ноцри
Мастер
Понтий Пилат
Воланд
Маргарита
Задача – воссоздать портрет каждого
из них, выяснить систему возможных прототипов, рассмотреть их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Все это позволяет яснее представлять их роль в романе.
Слайд 4
Проблема
Света и Тьмы,
Добра и Зла
рассматривается
как стержень,
объединяющий
образы героев
романа в единую
систему.
Слайд 5
Представления о борьбе Света и Тьмы, Добра и
Зла так или иначе отражены в мифах самых различных
культур
Слайд 6
Ведь смысл нашего бытия и заключён в беспредельном
деятельном совершенствовании, а материальные миры, по своему назначению –
поле становления и творчества духа. Не удивительно, что борьба сил Света и Тьмы, Добра и Зла выражается в стремлении целенаправленно создавать и перестраивать мировую реальность по своим принципам
Слайд 7
Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» — это
проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла. Почему
в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром? Как победить Тьму и возможно ли это вообще? Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране Тьмой.
Слайд 8
В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного
совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических представлений, основанных на
четырех евангелиях и апостольских посланиях…
Слайд 9
Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую
не могут отнять у него ни страх наказания, ни
зрелище вопиющей несправедливости, чьей жертвой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным уроком казни.
В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена…
Иешуа на крестном его пути сопровождает Солнце - «привычный символ жизни, радости, подлинного света», «излучение жаркой и опаляющей реальности»
Слайд 10
Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь
недостаток, как и сам
М. Булгаков, в практическом начале.
Он податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой…
В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность…
Слайд 11
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия -
трагедия непризнания.
В романе четко звучит мотив ответственности и вины
творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал.
Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества."
Слайд 12
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А
очистившись, они могут прийти в мир вечного Света, в
царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.
Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта художника.
Слайд 13
В Понтии Пилате мы видим грозного властелина, перед
которым все трепещет. Он хмур, одинок, бремя жизни тяготит
его…
Слайд 14
Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока”
– трусости. Трусость в соединении с ложью как источник
предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, - питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полагал и Булгаков, зависят от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти - внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести».
Слайд 15
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о
человеческой природе. Иешуа верит в наличие добра в мире,
в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба.
В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их
сблизивший; так зло и добро
слились воедино в человеческой
жизни.
Слайд 16
…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть
той
силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»
Слайд 17
Булгаков не истолковывает функцию Воланда традиционно - т.
е. собственно отрицательную силу, собственно силу зла на земле.
В этом и смысл самого эпиграфа и первой части романа «Мастер и Маргарита». Это метафора человеческой противоречивости, разрешение которой должно утвердить в обществе исторический оптимум. Даже карающие действия «нечистой силы» сначала дают человеку шанс проявить свою порядочность. Для цельного человека сознание чести не даст переступить черту, за которой пошлость и тунеядство. И такого человека Воланд и его свита готовы уважать. Но те, кто не сумеет выдержать подобного испытания, получат по заслугам.
Слайд 18
Воланд и его свита пытаются энергией реальных людей
подключиться к пластам их подсознания, в особенности к их
скрытым побуждениям. Но все они совершенно пассивны в тех случаях, когда люди сами могут принимать решения.
Слайд 19
Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает
в своем истинном свете. Воланд не сеет Зло и
Тьму, не внушает его, не лжет, не искушает и потому не предает. Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно.
Воланд провоцирует истину, доказывая ее от противного; с Воландом встречаются лишь «однобокие верующие». А сам Дьявол призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил безбожников, зла или его торжества. Но «добро без границ» тоже несет зло, насилие, страдания.
Слайд 20
В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий
вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам.
С одной
стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Трудно найти в мировой литературе другое подобное смешение стилей.
Слайд 21
«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую,
верную, вечную любовь», которые естественным образом проясняет главную мысль
романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.
Слайд 22
У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до
конца, готова на все, даже на сделку с самим
Сатаной…
Слайд 23
…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить
только истинно земная женщина…