Слайд 2
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин
установить связь математических законов с законами стихосложения в лирике
А. С. Пушкина.
Задачи:
дидактические:
- ввести понятия симметрии и асимметрии, «золотого сечения», чисел Фибоначчи;
- научить применять математические методы анализа поэтического произведения,
используя структурное стиховедение.
Слайд 4
Задачи:
воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества в решении
поисковых задач;
развивающие:
- развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления и интереса к исследовательской работе.
Слайд 5
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934)
– поэт, писатель, критик, стиховед.
Андрей Белый, был первым, кто попытался внести строгие методы математической статистики в изучение русского стиха.
В статьях, написанных в конце первого десятилетия ХХ века и включенных потом в сборник «Символизм», Андрей Белый сформулировал постановку задачи и наметил основные выводы.
Математики
Литературоведы
М.П. Гаспаров А.Н. Колмогоров В.В. Вересаев
Е.Г. Эткинд М.А. Краснопёрова Б. Томашевский
К.Ф. Тарановский
О.Н. Гринбаум
Учёные о Пушкине
как о «математике»
Слайд 7
Колмогоров Андрей Николаевич (1903-1987) – один из
крупнейших математиков ХХ века
Профессор Московского государственного университета
(с 1931), доктор физико-математических наук, академик Академии наук СССР (1939), президент Московского математического общества (ММО).
Слайд 8
Ефим Григорьевич Эткинд (1918-1999)- филолог, историк литературы
Доктор филологических наук (1965), профессор (1967) Ленинградского Педагогического
института им. Герцена. Автор работ по структурному стиховедению: «Симметрические композиции у Пушкина», «Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции», «Разговор о стихах».
Слайд 9
Олег Натанович Гринбаум (1950)
Доктор филологических наук, профессор кафедры математической лингвистики филологического факультета
СПбГУ, заложивший основы эстетико-формального (гармонического) стиховедения – нового направления в изучении русского классического стиха, в основе которого закон «золотого сечения» и числа Фибоначчи.
Слайд 11
Симметрия
Симметрия – одинаковое расположение равных
частей по отношению к плоскости или линии. Симметрия означает
соразмерность, пропорциональность, гармонию.
Гармония - согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающее внутреннюю и внешнюю формы предмета, события, явления, их совершенство. Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности.
Слайд 17
Палиндромы
Ярким примером симметрии
являются палиндромы
(перевёртыши) – слова и фразы,
которые читаются одинаково слева направо
и справа налево:
казак, шалаш.
А роза упала на лапу Азора.
Слайд 18
История Маши Мироновой
Суровые законы
крестьянской революции
Маша оказывается
в беде
Гринёв отправляется
к крестьянскому царю
Невеста спасена
История Петра Гринёва
Законы дворянской
государственности
Гринёв оказывается
в беде
Маша отправляется
к дворянской царице
Жених спасён
Симметрия композиции романа «Капитанская дочка»
МУЗА
1 В младенчестве моем она меня любила
2 И семиствольную цевницу мне вручила;
3 Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
4 По звонким скважинам пустого тростника
5 Уже наигрывал я слабыми перстами
6 И гимны важные, внушенные богами,
7 И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
9 Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
12 Сама из рук моих свирель она брала:
13 Тростник был оживлен божественным дыханьем
14 И сердце наполнял святым очарованьем.
1821
Слайд 20
Цевница – народный духовой музыкальный инструмент в виде
нескольких соединённых свирелей.
младенчестве моем она меня любила
2
И семиствольную цевницу мне вручила;
3 Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
4 По звонким скважинам пустого тростника
5 Уже наигрывал я слабыми перстами
6 И гимны важные, внушенные богами,
7 И песни мирные фригийских пастухов.
8 С утра до вечера в немой тени дубов
9 Прилежно я внимал урокам девы тайной;
10 И, радуя меня наградою случайной,
11 Откинув локоны от милого чела,
12 Сама из рук моих свирель она брала:
13 Тростник был оживлен божественным дыханьем
14 И сердце наполнял святым очарованьем.
Симметрия содержания
Слайд 22
В стихотворении «Муза» 14
строк, они по содержанию
отчётливо распадаются на
две равные части. В первых семи стихах поэт наигрывает на цевнице то, что умеет сам, в последующих семи он учится у музы – играет не он, а она: он слушает.
Перед нами две равных половины: в первой ОН играет, ОНА слушает (Она внимала мне); во второй – ОН слушает (Прилежно я внимал), играет она.
Схематически её можно представить двумя подобными полусферами:
Симметрия содержания
младенчестве моем она меня любила
2 И семиствольную цевницу мне вручила;
3 Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
4 По звонким скважинам пустого тростника
5 Уже наигрывал я слабыми перстами
6 И гимны важные, внушенные богами,
7 И песни мирные фригийских пастухов.
8 С утра до вечера в немой тени дубов
9 Прилежно я внимал урокам девы тайной;
10 И, радуя меня наградою случайной,
11 Откинув локоны от милого чела,
12 Сама из рук моих свирель она брала:
13 Тростник был оживлен божественным дыханьем
14 И сердце наполнял святым очарованьем.
Симметрия посвящения (образов)
седьмое двустишия посвящены инструменту, в центре второго и шестого
– муза, в серединных двустишиях – третьем, четвёртом и пятом – поэт.
Метрическая схема: 1-1-3-1-1 (единица – двустишие).
Симметрия посвящения
младенчестве моем она меня любила
2
И семиствольную цевницу мне вручила;
3 Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
4 По звонким скважинам пустого тростника
5 Уже наигрывал я слабыми перстами
6 И гимны важные, внушенные богами,
7 И песни мирные фригийских пастухов.
8 С утра до вечера в немой тени дубов
9 Прилежно я внимал урокам девы тайной;
10 И, радуя меня наградою случайной,
11 Откинув локоны от милого чела,
12 Сама из рук моих свирель она брала:
13 Тростник был оживлен божественным дыханьем
14 И сердце наполнял святым очарованьем.
Симметрия фонетическая (рифменная)
Слайд 26
Симметрия фонетическая (рифменная)
Совпадает
женский тип окончаний строк 1-2 и 13-14.
Совпадают гласные звучания в рифмах строк:
3-4 и 11-12 (слегка – тростника, чела – брала);
5-6 и 9-10 (перстами – богами, тайной – случайной);
7 и 8 (пастухов – дубов).
младенчестве моем она меня любила
2
И семиствольную цевницу мне вручила;
3 Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
4 По звонким скважинам пустого тростника
5 Уже наигрывал я слабыми перстами
6 И гимны важные, внушенные богами,
7 И песни мирные фригийских пастухов.
8 С утра до вечера в немой тени дубов
9 Прилежно я внимал урокам девы тайной;
10 И, радуя меня наградою случайной,
11 Откинув локоны от милого чела,
12 Сама из рук моих свирель она брала:
13 Тростник был оживлен божественным дыханьем
14 И сердце наполнял святым очарованьем.
Симметрия синтаксической композиции
Слайд 28
Симметрия синтаксической композиции
Каждая из
симметрических половин содержит две фразы, расположенные зеркально по отношению
друг к другу:
первая охватывает 2 стиха, вторая – 5;
во второй половине – первая – 5, вторая – 2.
Метрическая схема: 2-5-5-2 ( единица – стих).
Слайд 29
Полная схема симметрических структур
Полная схема представляет собой соединение всех симметрических структур,
приведённых ранее. Эти структуры как будто не вступают в противоречие, а скорее накладываются одна на другую и взаимно обогащают, усиливают друг друга.
.
Слайд 30
Сожжённое письмо
1. Прощай, письмо любви! прощай:
она велела.
2. Как долго медлил я!
как долго не хотела
3. Рука предать огню все радости мои!..
4. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
5. Готов я; ничему душа моя не внемлет.
6. Уж пламя жадное листы твои приемлет...
7. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
8. Виясь, теряется с молением моим.
9. Уж перстня верного утратя впечатленье,
10. Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
11. Свершилось! Темные свернулися листы;
12. На легком пепле их заветные черты
13. Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
14. Отрада бедная в судьбе моей унылой,
15. Останься век со мной на горестной груди...
1825
.
Слайд 31
Симметрия содержания
1. Прощай, письмо любви! прощай:
она велела.
2. Как долго медлил я!
как долго не хотела
3. Рука предать огню все радости мои!..
4. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
5. Готов я; ничему душа моя не внемлет.
6. Уж пламя жадное листы твои приемлет...
7. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
8. Виясь, теряется с молением моим.
9. Уж перстня верного утратя впечатленье,
10. Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
11. Свершилось! Темные свернулися листы;
12. На легком пепле их заветные черты
13. Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
14. Отрада бедная в судьбе моей унылой,
15. Останься век со мной на горестной груди...
1825
.
В соответствии с
сюжетом в стихотворении 3 части:
подготовка к сожжению, само горение письма, горечь после сожжения.
1 и 3 части равновелики – они занимают по 4 стиха, 2 часть - 3 двустишия, процесс горения приходится на центр стихотворения, на строки 7 и 8.
Симметрия содержания
Слайд 33
1. Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
2. Как долго медлил я! как
долго не хотела
3. Рука предать огню все радости мои!..
4. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
5. Готов я; ничему душа моя не внемлет.
6. Уж пламя жадное листы твои приемлет...
7. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
8. Виясь, теряется с молением моим.
9. Уж перстня верного утратя впечатленье,
10. Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
11. Свершилось! Темные свернулися листы;
12. На легком пепле их заветные черты
13. Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
14. Отрада бедная в судьбе моей унылой,
15. Останься век со мной на горестной груди...
Симметрия содержания
смерть
Бессмертие
1
часть – монолог поэта, обрекающий письмо на гибель, 3 часть – монолог поэта, сулящий сожжённому письму – пеплу – бессмертие.
1 и 3 части противоположны, как противоположны понятия «смерть» и «бессмертие». Идея бессмертия подчёркнута добавлением лишней, 15-ой строки.
Формула стихотворения в числовом выражении: 4 – 6 -- 4 (1) – за единицу - стих.
Симметрия содержания
Слайд 35
Симметрия образов
1. Прощай, письмо любви! прощай:
она велела.
2. Как долго медлил я!
как долго не хотела
3. Рука предать огню все радости мои!..
4. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
5. Готов я; ничему душа моя не внемлет.
6. Уж пламя жадное листы твои приемлет...
7. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
8. Виясь, теряется с молением моим.
9. Уж перстня верного утратя впечатленье,
10. Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
11. Свершилось! Темные свернулися листы;
12. На легком пепле их заветные черты
13. Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
14. Отрада бедная в судьбе моей унылой,
15. Останься век со мной на горестной груди...
1825
.
Я - субъект
Объект - письмо
Сгорание
Слайд 36
Готов я; ничему душа моя не
внемлет.
Субъект
6. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Объект
7. Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
8. Виясь, теряется с молением моим.
9. Уж перстня верного утратя впечатленье, Объект
10. Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Субъект
Симметрия центральной части
Сгорание
В центральном двустишии, которое выше определено как Сгорание,
объект и субъект сливаются в единое целое – они как бы сгорают вместе.
Центральные строки (7 и 8) соединены темой сгорания, строки 6 и 9 – отнесённостью к объекту, к письму, строки 5 и 10 – отнесённостью к субъекту.
Схема центральной части (В)
Горение – представляет собой господство хаоса, противопоставленного гармонии первой
части. В этом смысле схема приобретает такой вид:
Часть В – горение
Слайд 39
Совмещая различные аспекты симметрических структур, получим:
Симметричное чередование :
-
мужских и женских рифм,
- ударных и безударных слогов двустопного ямба.
Симметрия ритма и рифмы
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
0 1 0 1 0
0 1 0 1
0 1 0 1 0
0 1 0 1
Роза
Слайд 41
Вывод:
Простота симметричных построений придаёт стихам
красоту упорядоченности, лёгкость восприятия, строгость и монументальность.
Принцип симметрии является методологической основой всего структурного стиховедения.
Но симметрия, – по словам А.М. Васнецова, – это «элементарное свойство красоты» и лишь «асимметрия творит явления» (П. К. Кюри).
Слайд 42
Асимметрия (несоразмерность) –
отсутствие, нарушение симметрии.
Одним из выражений асимметрии в метрике и композиции стихов является «Золотая пропорция», подчинение метрики числам Фибоначчи. Сочетание этих двух основ гармонии и порождает удивительное разнообразие художественных форм в поэзии А.С. Пушкина.
Асимметрия
Слайд 43
Числовая последовательность Фибоначчи
Числа Фибоначчи – элементы
числовой последовательности
0, 1, 1, 2, 3,
5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987…
Суть последовательности в том, что каждый элемент, начиная с третьего, является суммой двух предыдущих.
или с : b = b : а.
Это отношение обозначают буквой ϕ;
ϕ= 1,618
Золотое сечение – это такое
пропорциональное деление отрезка
на неравные части, при котором
меньший отрезок так относится к большему,
как больший ко всему
Слайд 45
Асимметрия в литературе
В литературе различные
формы асимметрии проявляются
-
в существовании непарного числа строк,
- наличии структур стихосложения
3х5, 5х3, 5х7…
- несимметричном расположении кульминационных моментов, границ раздела стихотворений на различные по содержанию или интонации части.
Слайд 46
1 Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит,
—
2 Летят за днями дни, и каждый час
уносит
3 Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
4 Предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем.
5 На свете счастья нет, но есть покой и воля.
6 Давно завидная мечтается мне доля —
7 Давно, усталый раб, замыслил я побег
8 В обитель дальную трудов и чистых нег.
1834
Слайд 47
Смысловая асимметрия
1 Пора, мой друг, пора! покоя сердце
просит, -
2 Летят за днями дни, и каждый
час уносит
3 Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
4 Предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем.
5 На свете счастья нет, но есть покой и воля.
6 Давно завидная мечтается мне доля –
7 Давно, усталый раб, замыслил я побег
8 В обитель дальную трудов и чистых нег.
5
3
3,5,8 – числа Фибоначчи
Слайд 48
Симметрия композиции
1 Пора, мой друг, пора! покоя сердце
просит, -
2 Летят за днями дни, и каждый
час уносит
3 Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
4 Предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем.
5 На свете счастья нет, но есть покой и воля.
6 Давно завидная мечтается мне доля -
7 Давно, усталый раб, замыслил я побег
8 В обитель дальную трудов и чистых нег.
Время - мы
Пространство - я
Слайд 49
В композиционном плане
стихотворение делится на два четверостишия, противопоставленные друг другу как
Время (1-4) и Пространство (5-8).
Время движется, приближая смерть неподвижному человеку; Пространство, само по себе неподвижное, может принести спасение от Времени человеку, способному на движение.
Оба четверостишия контрастны: в первом – мы, во втором – я. Первое обращено к другу (жене), второе – монолог, лишённый признаков обращённости.
Композиционная симметрия
сечение» в поэзии
«Золотое сечение» в поэзии
проявляется как наличие определённого момента стихотворения (кульминации, смыслового перелома, главной мысли произведения) в строке, приходящейся на точку деления общего числа строк или слов на 1,618 – коэффициент «золотого сечения».
Задание:
найдите проявление «золотой пропорции» в этом стихотворении. Обоснуйте своё мнение.
Слайд 51
Золотое сечение
1 Пора, мой друг, пора! покоя сердце
просит, -
2 Летят за днями дни, и каждый
час уносит
3 Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
4 Предполагаем жить... И глядь — как раз — умрем.
5 На свете счастья нет, но есть покой и воля.
6 Давно завидная мечтается мне доля -
7 Давно, усталый раб, замыслил я побег
8 В обитель дальную трудов и чистых нег.
8 стихов : 1, 618 = 4,9 = пятый стих
56 слов : 1, 618 = 34, 6 = «есть»
Слайд 53
Черновик стихотворения «На холмах Грузии»
Это стихотворение – один из примеров удивительной
пушкинской простоты и ясности, которые явились результатом упорного труда автора. В тексте нет ни одного случайного слова: каждое имеет глубокий смысл, поэтому такое короткое стихотворение может производить столь глубокое впечатление.
Слайд 54
Симметрия и асимметрия
1 На холмах Грузии лежит ночная
мгла;
2 Шумит
Арагва предо мною.
3 Мне грустно и легко; печаль моя светла,
4 Печаль моя полна тобою,
5 Тобой, одной тобой... Унынья моего
6 Ничто не мучит, не тревожит,
7 И сердце вновь горит и любит —оттого,
8 Что не любить оно не может.
Симметрия разностопности: чередование шестистопного и четырёхстопного ямба.
Асимметрия ритма: наличие пиррихиев во всех строках, кроме четвёртой.
010100010101
010100010
010001010101
010101010
010101010001
010100010
010101010001
000101010
Слайд 55
Невозможно не согласиться
с В.В. Набоковым о том, что «каким бы «простым»
ни был результат, подлинное искусство никогда не бывает простым, представляя собой тщательно продуманный, почти волшебный обман…»
Те же мысли мы находим у В. Брюсова: «Пушкин кажется понятным, как в кристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине».
О пушкинской простоте и ясности…
Слайд 57
Последние исследования
показали, что закономерности золотой пропорции и чисел Фибоначчи «буквально
пронизывают поэзию Пушкина, свидетельствуя, с одной стороны, о высокой гармоничности стихотворных произведений, а с другой - о его гениальности с тончайшей интуицией».
Слайд 58
С древнейших времён
люди интуитивно чувствовали истинность мысли, выраженной
в
начале XX века французским скульптором
Э. Бурделем:
«Искусство – это завуалированная алгебра»