Слайд 2
Основополагающий вопрос: “Скажите… Только правду, обязательно правду. Там
страшно?”
(В.А. Кондратьев “Сашка”)
Слайд 3
Цель:
выяснить, в чем новизна осмысления военной
темы в “лейтенантской прозе” по повести К. Воробьева “Убиты
под Москвой”
Слайд 4
Задачи:
Рассмотреть биографию К.Д. Воробьева и выяснить автобиографическую основу
повести;
Исследовать использование автором антитезы (молодость, красота – уродство, гибель)
Рассмотреть
образ капитана Рюмина и выяснить, почему он застрелился?
Рассмотреть образ лейтенанта Ястребова;
Слайд 5
Задачи:
5. Исследовать текст повести, чтобы понять:
война для необстрелянных юнцов – игра.
Провести сравнительный анализ художественных
произведений, чтобы увидеть развенчание военного романтизма как нелепой и опасной игры (на примере “Севастопольских рассказов” Л.Н. Толстого, “Разгрома” А.А. Фадеева).
Выяснить, какую роль писатели – баталисты отводят сцене первого убийства героем человека на войне и в каких произведениях;
Исследовать, каков смысл названия повести, сделать экскурс в историю.
Слайд 6
Биография Воробьева Константина Дмитриевича
Воробьев Константин Дмитриевич (1919 -
1975), прозаик. В 1938 был призван в ряды Красной
Армии, попал в армейскую газету "Призыв". После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище. В 1941 рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином (в 1963 напишет книгу "Убиты под Москвой", одно из лучших своих произведений, критикой обруганную, объявленную клеветнической и ложной).
Слайд 7
Использование К.Д. Воробьевым в повести “Убиты под Москвой”
антитезы.
Антитеза
1. Иллюзия 1.Реальность
2. Молодость, красота 2.Смерть, уродство, гибель
3. Начало повести 3. Финал
Слайд 9
Трагедия капитана Рюмина
Трагедия капитана Рюмина
Образец для подражания
Не хочет признавать, что его отряд
попал в окружение
Передает роте несуществующие
приказы командования
Объявляет красноармейцем
генерал – майора Переверзева
Неудачный митинг над телами
погибших
Бремя вины
Самоубийство
Слайд 10
Гибель кремлевских курсантов
Полк……….……………………………………………..................240 человек
После ночного боя………………………………………………………………….163 курсанта
3 лейтенанта
1 капитан
28 санитаров
14 раненных
Бой в лесу…………………………………………………………….6 человек
Самоубийство
Рюмина…………………………………………………………………5 человек
Бой у скирд....................................................................................1 человек
(Алексей Ястребов)
Слайд 11
От кремлевского курсанта до героя
Бой с танком
Потрясение после
самоубийства кумира
Искушение самоубийства
Стыд за собственную трусость
Смерть страшна своей омерзительностью
Первый убитый немец
Выжить и не сломаться
Перелом в сознании Ястребова
I - ый бой с немцами
Увидел неверное отношение курсантов к происходящему
Одним из первых почувствовал фальшь положения курсантов
Нечеткое и зыбкое восприятие войны
Подражание кумиру
Слайд 12
Вывод:
Образ Алексея Ястребова представлен в повести К.Д. Вороьевым
в развитии. Он проходит нелегкий путь от подражания своему
кумиру капитану Рюмину до сознательного бойца. Пройдя через все испытания, он выжил и не сломался в нечеловеческих обстоятельствах. Приобрел способность видеть мир таким, каков он есть. Это приходит к нему через осознание, что смерть человека страшна и омерзительна, вынужден испытать стыд за собственную трусость, пройти через искушение самоубийства, пережить потрясение после самоубийства капитана Рюмина и “ощутить, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью.”
Рыжкова Н.
Слайд 13
Война для необстрелянных юнцов - игра
Центральный для повести
конфликт между представлением о войне и реальностью военных действий.
Война для необстрелянных юнцов – игра:
“Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде.”
“Алексей пошел по задворкам, ненужно далеко обойдя кладбище, - снег тут был нетронуто чист, и он осторожно и радостно печатал его новыми сапогами, и они казались ему особенно уютными и фасонистыми. “В хромовых бы сейчас! Я их ещё ни разу не надевал.”
“Алексей снова вышел на задворки, неся в себе какое – то неуемное, притаившееся счастье, что не застал капитана и что надо было ещё идти куда – то по чистому насту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом.”
“И пуля попэ – эрла по каналу ствола! – сказал Алексей, подражая преподавателю внутренней баллистики майору Сучку. Они несколько минут хохотали, мимикой и жестами копируя движения и походку чудаковатого майора, потом разом подобрались, вспомнив о своих званиях.”
Слайд 14
Развенчание военного романтизма как нелепой и опасной игры
Военный романтизм – основополагающим для него является принцип романтического
двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала – окружающему миру.
Д.Э. Розенталь
Слайд 15
А.А. Фадеев “Разгром”
Идеальный мир
Недели три тому назад. Мечик
очень смутно представлял себе, что его ожидает. Он бодро
насвистывал веселенький мотивчик – в каждой жилке играла шумная кровь, хотелось борьбы и движения.
“Люди в сопках (знакомые только по газетам) вставали перед глазами как живые – в одежде из порохового дыма и героических подвигов. Голова пухла от любопытства, от дерзкого воображения, от томительно – сладких воспоминаний о девушке в светлых кудряшках…”
Реальный мир
“…Первый же взгляд на Зючиху заставил Мечика забыть свою удачу и вызванные ею мальчишески – гордые надежды. Это была слезливая, скорбная кобыла, грязно – белого цвета, с продавленной спиной…”
- У кобылы у етой, помимо протчего, - ящур…-
“Чиж научил его отвиливать от дневальства, от кухни – все это уже теряло прелесть новизны, стало нудной обязанностью.”
Слайд 16
Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”
“Севастополь в декабре месяце”
Идеальный мир
“Вы
увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе,
с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами”…
Реальный мир
“Повозка со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена…”
“Вы шагаете через полусгнивший труп какой – то гнедой лошади.”
“Голубые оловянные глаза закачены кверху, и из – под сбившегося одеяла высунут остаток правой руки обвернутый бинтами. Тяжелый запах мертвого тела сильнее поражает вас.”
“Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите ужасные, потрясающие душу зрелища.”
“Вы подходите к раненному, у матроса вырвана часть груди.”
Слайд 17
“Севастополь в мае”
Идеальный мир
“Цветущая долина… , прекрасное солнце
спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит
на золотых лучах солнца.”
Реальность
“Посмотрите на десятилетнего мальчишку, который ходил по лощине, с тупым любопытством глядя на трупы, набирал полевые цветы. С большим букетом остановился около кучки снесенных тел и долго смотрел на один страшный, безголовый труп, он дотронулся ногой до вытянутой окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась немного. Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух помчался прочь к крепости.”
Елена Нечина
Слайд 18
“Севастополь в августе 1855 года”
Идеальный мир
“Вот мы нынче
приедем, - продолжал он мечтать, - и вдруг прямо
на бастион: я с орудиями, а брат с ротой, - и вместе пойдем. Только вдруг французы бросятся на нас. Я – стрелять, стрелять: перебью ужасно много…”
“Кто знает, в какой мере сбудутся эти мечты!”
Реальность
“Он ощущал какую – то тяжесть на сердце. Все, что он видел и слышал, было так мало сообразно с его… прекрасными, радужными, великодушными мечтами.”
“Володя с каким – то страдальческим выражением, не мог оторваться – смотрел на раненных и бессознательно повторял: - Ах, боже мой! Ах, боже мой!”
“Четыре человека матросов за ноги и руки держали окровавленный труп какого – то человека без сапог и шинели и раскачивали его желая перекинуть через бруствер! (На второй день бомбардирования не успевали убирать тела на бастионах и выкидывали их в ров, чтобы они не мешали на батареях.) Володя минуту остолбенел, увидав, как труп ударился на вершину бруствера и потом медленно скатился оттуда в канаву…”
Наталья Гусарова
Слайд 19
Вывод:
Таким образом, писатели разных времен и
эпох, Л.Н. Толстой в “Севастопольских рассказах”, А.А. Фадеев в
романе “Разгром”, К.Д. Воробьев в повести “Убиты под Москвой”, в своих произведениях развенчивают военный романтизм главных героев и показывают его как нелепую и опасную игру. В отличии от Л.Н.Толстого и А.А. Фадеева проза К.Д. Воробьева поражает остротой и дерзкой смелостью письма, предельно обнаженным драматизмом, от которого буквально холодеет сердце.
Слайд 20
Какую роль писатели – баталисты отводят сцене первого
убийства героем человека на войне и в каких произведениях.
К.
Воробьев
“Убиты под Москвой”
Алексей Ястребов
“Внутренности его свились в клубок и больно подкатились к горлу, и он кинулся за амбар и притулился там у плетня в узком закоулке…
Его рвало долго и мучительно. В промежутках приступов он все чаще различал голоса. Обессиленный, смятый холодной внутренней дрожью, Алексей наконец встал и, шатаясь, пошел к убитому им немцу. “Я только посмотрю… Кто он? Какой?.”
Слайд 21
Б. Васильев
“А зори здесь тихие…”
Евгения Комелькова
“Женька вдруг бросила
винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная.
Упала там на колени: тошнило её, выворачивало, и она, всхлипывая, всё кого – то звала – маму, что ли…”
Слайд 22
Вывод:
Писатели – баталисты отводят большую роль сцене первого
убийства героем человека на войне, показывая читателю, что это
противоестественное состояние человека, весь организм которого физически сопротивляется этому действию.
К. Воробьева упрекали в “дегероизации” подвига, пацифизме, преувеличенном внимании к страданиям и смерти, излишнем натурализме описаний, не замечая того, что усмотренные “недостатки” порождены прежде всего болью за человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях войны.
Слайд 23
Каков смысл названия повести?
Название “Убиты под Москвой” сразу
накладывает трагический отпечаток на все повествование и показывает, что
не сама история гибели роты интересует писателя. Под Москвой убиты не только красивые и молодые люди – убиты иллюзии и заблуждения тех, кто сумел вопреки всему выжить.
Экскурс в учебник истории Загладина Н.В. “История России и мира XX веке.” показал –
Московская битва
(30 сентября 1941г.)
Слайд 24
Вывод:
Таким образом, решив все поставленные задачи, удалось выяснить,
в чем новизна осмысления военной темы К. Воробьевым. Проза
писателя раскалена от воспоминаний. Она более точна и жестка в подробностях. Она ничего не утаивает, не упускает, поражает остротой и дерзкой смелостью письма, предельно обнаженным драматизмом, от которого холодеет сердце. Вот такая суровая, горькая правда о войне, сказанная лейтенантом К. Воробьевым.