Слайд 2
Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских
народных сказках».
Цель исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или
злая ведьма.
Слайд 3
Результаты социологического опроса:
75%75 %
Не знают
Добрая
Злая
В опросе участвовали 12
человек из 5 – х классов
Знают
Почему у Бабы Яги
такой необычный
вид и образ жизни?
Злым или добрым является
сказочный персонаж Баба Яга?
50 %
50 %
25 %
Слайд 4
Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх
воплощениях:
Яга-богатырша
Яга-похитительница
Яга-дарительница
Яга – хранительница
Слайд 5
Яга-богатырша
Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся
с богатырями.
Слайд 6
Баба Яга-дарительница
Она принимает героя, иногда испытывает его
и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные
предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч - кладенец, волшебный клубок.
Слайд 7
ЯГА-ПОХИТИТЕЛЬНИЦА
Яга крадет детей, иногда бросая их, уже
мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося
в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю.
Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Слайд 8
ЯГА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА
Ягу можно считать некой "привратницей"
, стерегущей границу между миром живых и мёртвых.
Яга –
хранительница пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.
Слайд 9
КАК ЖЕ ПРИШЛА В НАРОДНУЮ СКАЗКУ «ИЗБУШКА НА
КУРЬИХ НОЖКАХ»?
Избушка на курьих ножках это широко известный на
Севере «лабаз» или «чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.
Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.
Слайд 10
В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы
- иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой
почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.
Слайд 11
Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на
границе двух миров: светлого и тёмного. Вход в неё
недоступен для героев из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.
Слайд 12
На службе у Бабы - Яги ветры
и лесные звери. Дружит она только со Змеем да
Кощеем, общается с чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Слайд 13
Баба Яга в волшебных сказках выступает в них
не только как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью
и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.
Слайд 14
Яга - пограничница: у неё «костяная нога».
Выражение «одной ногой в гробу» позволяет нам говорить о
Яге ещё и как о «живом трупе», проживающем как раз на границе двух миров.