Слайд 2
Патрик Зюскинд
Парфюмер. История одного убийцы
Слайд 4
Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» был опубликован более 30
лет назад, в 1985 году, и сразу же стал
мировым бестселлером. Популярность его растет с каждым годом, и все большее количество читателей пополняет ряды фанатов «Истории одного убийцы». Интрига сюжета начинается уже с самого начала повествования. Автор обещает поведать историю о гениальном и в то же время отвратительном человеке, ставя его в один ряд с маркизом де Садом и Наполеоном Бонапартом. И с первых же строк акцентирует внимание на «летучем царстве запахов», в котором и проявилась вся гениальность и проявилась вся гениальность и отвратительность главного героя.отвратительность главного героя.
Слайд 6
Действие романа происходит в Париже ХVIII века. Весь
сюжет подчинен описанию рождения, жизни и смерти главного героя
– Жана-Батиста Гренуя. Рожденный в «вонючем» Париже, безобразный и жалкий, брошенный матерью и отданный в приют, Гренуй имел странную особенность – он ничем не пах. Этот очевидный читателю контраст с описанием вони города уже вносит в восприятие текста некий диссонанс, интригует и вовлекает в дальнейшие перипетии сюжета.
Слайд 9
Гренуй растет в нищете и одиночестве, помыкаемый и
унижаемый всеми. Случайно он обнаруживает в себе особый дар
– уникальное чувство обоняния и еще более уникальное умение коллекционировать запахи. Источниками для коллекции Гренуя были молодые красивые девушки, а заполучить их запах герой мог только одним способом – убив их.
Слайд 10
Впрочем, «Парфюмер» – это не примитивный детектив, это
скорее психологическая драма. Личная драма одинокого человека, превратившая его
в настоящее чудовище. Собирая запахи из красоты и молодости убитых им девушек, Гренуй создает духи с совершенным ароматом. Они действуют на любого человека как дурман, наркотик, превращая его в раба. А хозяин таких духов отныне будет обладать абсолютной властью.
Слайд 13
Но одиночество не исчезнет – Гренуй понимает это.
Никто не оценит глубины его гениальности, и он будет
вечно один. Конец жизни героя ужасен, и в то же время предсказуем: его, обрызганного божественными духами, в исступлении разрывает толпа нищих на кладбище. Власть и одиночество, гениальность и одержимость достигли своей вершины!
Слайд 16
Несмотря на то, что в романе описывается Франция
ХVIII века, впечатления того, что читаешь историческое произведение, не
складывается. Сознательно ли Зюскинд не привязывал своего героя к описываемому времени или давал понять, что такие «герои» могли встретиться в любую эпоху, но аналогии литературных критиков заходят значительно дальше сравнений самого автора. Гренуя сравнивают и с тиранами ХХ века (Ленин, Сталин, Гитлер), результатами абсолютной власти которых стали миллионы человеческих смертей, и даже с самим Антихристом.
Слайд 18
Меня же всегда больше интересовало мнение обычных читателей.
И здесь я сталкивалась с парадоксом: одних герой восхищал,
у других – вызывал откровенное отвращение – говорил автор. Что касается меня, то Гренуй на протяжении всего романа вызывал лишь одно чувство – жалость. Чем объяснить такую разницу в испытанных от прочтения эмоциях? Возможно, каждый из читателей бессознательно примерил судьбу главного героя на себя?..
Слайд 20
Если искать аналоги в художественной литературе, то Зюскинд,
конечно, не был оригинален. Подобные «гренуи» встречались и в
«Малютке Цахесе» Гофмана, и в «Преступлении и наказании» Достоевского, и в работах Ницше. Но герой Зюскинда по-своему уникален в своей гениальности и ничтожности одновременно. Как, впрочем, каждый подобный герой – и в литературе, и в жизни.
Слайд 22
Стиль романа поражает своим разнообразием. Здесь и романтические
отступления, и откровенная сатира, и философский уклон, и капля
фантастики, и жестокость реализма. Эта смесь творит настоящие чудеса, не позволяя привязывать произведение к какому-то определенному литературному течению. Впрочем, любители классификаций стандартно определяют его как постмодернистский роман, скорее всего из-за времени написания произведения.
Слайд 25
«Парфюмер» читается быстро и легко, не оставляя равнодушным
никого. Легкость пера, увлекательный сюжет, прекрасная стилистика текста –
все это дает возможность полноценно насладиться вечером чтения книги «Парфюмер. История одного убийцы».