Слайд 2
Поэт, распятый на кресте прозы
Слайд 3
Зрительный диктант
«Многие любуются природой, но
немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто
к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
М.М.Пришвин
Слайд 4
Что можем сказать об авторе этих слов?
Слайд 5
У края дороги, среди
лиловых колокольчиков цвёл кустик мяты. Я хотел сорвать цветок
и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.
Слайд 6
Жанр
Дневниково-афористическая миниатюра?
Стихотворение в прозе?
Лирико-философская миниатюра?
Слайд 7
Анализ текста (ключевые слова)
Слайд 8
Анализ текста (ключевые слова)
Слайд 9
Анализ текста
(логико-смысловая схема)
Слайд 10
Анализ текста
(тематическая прогрессия)
Д 1 (у края дороги)
- Н 1 (кустик мяты)
Д 2 (Я)
- Н 2 (хотел сорвать и понюхать)
Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела)
Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать)
Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и
стал записывать)
Слайд 11
Анализ текста
(лексический и синтаксический уровни)
Найдите в тексте
(если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении,
слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте?
Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения «среди лиловых колокольчиков». Чем авторский вариант лучше?
Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль?
Слайд 12
Анализ текста
(диалогичность, или обращённость к читателю)
Напишите мини-
изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста.
Дополните небольшим сочинением,
распространяющим последние слова «…одну свою мысль…». (Какую? О чём? С каким чувством?)
Слайд 13
Незабудки (отрывки)
Вышло так,
что я забыл о бабочке и долго писал, а
когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении.
Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке?
А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.
Слайд 14
Незабудки (отрывки)
…А мимо проходили
дачники и говорили: «Какая природа, какой день, какой воздух,
какая гармония!»
Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.
В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?
Слайд 15
Незабудки (отрывки)
Мы в природе
соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя
к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.
Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.
Слайд 16
Некоторые итоги
Специфику
миниатюр Пришвина определяет«поэзия философского контекста». Идея единства человека и
окружающего его мира, их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом.
Интересна особенность системы ценностных ориентиров в «интимных пейзажах» Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально-нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие.
Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.
Слайд 17
Домашнее задание
Проанализируйте текст упражнения № 67 (миниатюра М.М.Пришвина).
Напишите
мини-изложение, дополнив его элементами сочинения, выразив своё впечатление от
словесной картины природы и своё отношение к позиции автора.