Слайд 2
Народ – 1. население государства;
2. нация, национальность или
народность;
3. основная трудовая масса
населения страны;
4. люди, группа людей.
(Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
Слайд 3
Развитие темы народа в романе «Война и мир»
Слайд 4
Способы выражения
«мысли народной» в романе
«..я любил мысль
народную..»
Слайд 5
«Мысль народная»
Главная мысль романа – «мысль народная».
Она заключается
не только и не столько в изображении самого народа,
его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
По мнению Толстого, это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом.
Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа.
Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.
В комментариях автора
показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает
свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что "она Бонапарту не слуга". Все эти люди - деятельные участники народной, роевой жизни.
"Мысль народная" выражена в образах многих представителей дворянского
класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется "мыслью народной".
«Мысль народная»
В действиях героев романа
Слайд 8
«Мысль народная»
Герои романа, отбросив все личное, становятся единым
целым с народом:
Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением;
все
мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков;
Наташа отдает подводы раненым;
Петя Ростов погибает в схватке с врагом;
Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.
В действиях героев романа
Слайд 10
«Мысль народная»
Воля к победе ярко проявляется в массовых
сценах:
сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать
солдатам, а что нельзя вынести – сжечь);
сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент);
сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова);
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
В массовых сценах
Слайд 11
«Мысль народная»
В 1805 – 1807 гг. война шла
на чужой территории и за чужие интересы.
Толстой сосредоточил внимание
на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии
Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения.
Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.
Война 1805 – 1807 года
Слайд 12
«Мысль народная»
Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова.
Солдаты спасают
своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью.
Ни
Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг.
Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы.
Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне.
Шенграбен – преддверие войны 1812 года.
Шенграбенское сражение
Слайд 13
«Мысль народная»
В этом сражении у русской армии не
было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у
людей не было нравственной цели.
Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора.
Сражение было проиграно еще до того, как началось.
Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах.
Они защищали свое положение и формальную честь империи.
Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.
Аустерлицкое сражение
Слайд 14
Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу –
они антиподы.
Образы даны в субъективном восприятии.
Толстого упрекали в искажении
и принижении роли Наполеона.
Наполеон и Кутузов
«Мысль народная»
Слайд 15
Представлен иронично.
Его внешность смешна: не раз повторяются определения
«маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и
«жирный ляжки коротких ног».
В его облике отмечены простота, обыкновенность.
В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.
Наполеон Кутузов
«Мысль народная»
Слайд 16
Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой
не похож на великого человека.
Подчеркнуты холодность, напыщенность.
Он все время
позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек.
Образ дан в восприятии разными людьми.
Человечным и живым изображен он в беседах, на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битах.
Наполеон Кутузов
«Мысль народная»
Слайд 17
Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч
человеческих жизней.
Его поведение определяет не сердце, а разум, потому
он обречен на поражение.
Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера.
«Нет величия там, где нет простоты и правды».
Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий.
Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских.
Он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.
Наполеон Кутузов
«Мысль народная»
Слайд 18
В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из
главных ролей.
Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом»
истории характерно для Сперанского.
В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова.
«Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг.
Формула наполеонизма – не «вместе», а «один», формула эгоизма, презрения к людям, разобщения.
Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом.
Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров.
Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена.
Подлинно велик полководец, думающий о славе и свободе Отечества.
Наполеон Кутузов
«Мысль народная»
Слайд 19
Портрет совсем не героический. «Маленький, худой артиллерийский офицер
с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который
видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.
Капитан Тушин
«Мысль народная»
Слайд 20
Шенграбенское сражение
Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен,
откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение
поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что именно здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая сжечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, тем самым дав русским время отступить.
Забытая батарея
Слайд 21
В изображении боя
В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение
Тушина к врагам и смерти.
Выделяется его былинный жест: «…выбегал
вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов».
Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.
В сознании капитана
Толстой рисует особый мир в сознании Тушина.
Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Видишь, пыхнул опять теперь мячик, жди». Вероятно, и сам он представляет себя таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные ядра.
Фольклорные мотивы
«Мысль народная»
Слайд 23
Партизанские отряды
Огромную роль в окончательном
уничтожении врага сыграло крестьянство, которое организовывало партизанские отряды, бесстрашно
истребляющие наполеоновскую армию в тылу. Наиболее ярким и запоминающимся является образ Тихона Щербатого, который выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с "миродерами" в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде.
Слайд 24
Пьер Безухов в плену
Почему Пьер говорит, что трудное
время плена было для него самым счастливым?
Слайд 25
Встреча Пьера
с Платоном Каратаевым
Слайд 26
Образ Платона Каратаева
Кто такой Платон Каратаев?
Слайд 27
Портрет
Платона
«вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою
французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова
была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые, морщинки - мелкие, круглые. Пьер чувствовал что-то круглое даже в речи этого человека»
«приятная улыбка и большие карие, нежные глаза были круглые… зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда в он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы в ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости»
"круглые, спорые движения”, в которых было "что-то приятное, успокоительное”.
Слайд 29
Занятия
Платона Каратаева в плену
Днем
По ночам
печет,
варит,
шьет,
тачает сапоги,
строгает свою палочку,
подкармливает животных
беседует,
подбадривает пленных,
поет песни
«Он
все умел делать не очень хорошо, но и не дурно»
Слайд 30
Речевая характеристика
Платона Каратаева
"Час терпеть, а век жить”,
"Где суд, там и неправда”,
" Москва она городам
– мать ”,
"От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”,
" Не нашим умом, а Божьим судом",
"На болезнь плакаться — Бог смерти не даст”
" Рок головы ищет ”
" Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь –ничего нету ”,
" Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки”.
С какой целью Л.Толстой насыщает речь своего героя народными пословицами и поговорками?
Слайд 31
Смысл жизни Платона Каратаева
«Каждое слово его
и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая
была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».
Слайд 32
Что принимает и что не принимает
Пьер в
Каратаеве?
Принимает
Не принимает
Приобщение к народной правде, к народному умению жить
Любовь к людям
Самоотречение
Покорность и кротость
Отсутствие инстинкта охраны и спасения своей жизни
Верность себе, своей душевной правде
Вера в справедливость
Отсутствие стремления изменить окружающий мир, переделать его в соответствии со своими идеалами
Отсутствие движения в поисках самого себя, истины
Слайд 33
Поразмышляем!
Может ли Каратаев стать народным вожаком?
Слайд 34
"Привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не
имел никаких; но он любил и любовно жил со
всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему... ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву».
Слайд 35
Размышления Пьера о смерти Каратаева
Каратаев—капля из водяного шара,
которая была и которой больше нет. "Вот он, Каратаев,
вот разлился и исчез",—думает Пьер.
Слайд 36
Смерть Платона Каратаева
«...Платон Каратаев остался навсегда в душе
Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего
русского, доброго и круглого».
Слайд 37
Символичность образа Платона Каратаева
Слайд 38
Открытие Пьером истины
о внутренней свободе человека
«…не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В
плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!..».
Слайд 39
Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
Слайд 41
Две стороны крестьянского сознания
Тихон Щербатый
Платон Каратаев
действенность
борьба
отказ от
христианской морали ради независимости Родины
желание мстить врагу
пассивность,
непротивление,
религиозная покорность
отсутствие
неприязни к французским солдатам
Воплощение патриархального русского крестьянства
Воплощение живой
всесокрушающей
силы