Слайд 2
Нет величия там, где нет простоты, добра и
правды.
Л. Н. Толстой
Лев Николаевич
Толстой в романе "Война и мир" отрицает теорию культа великой личности в истории, он отводит ей ничтожно мало места, приравнивая её к назначению "ярлыка", то есть давать наименование событиям, фактам и явлениям.
при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца, а
Толстой развенчивает его в нравственном плане, обвиняя в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам и народу.
Наполеон — захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей, только это давало ему право на величие и славу. Государственная деятельность Наполеона в этом свете попросту безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону, "никакого разумного идеала", и только русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового господства.
Слайд 4
Толстой пишет:
"Вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примера".
Весь облик Наполеона ненатурален и лжив. Он не мог отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нём нет и подлинного величия. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Воплощением всего этого является Кутузов. Толстой отмечает в нём не только "мудрого наблюдателя событий", но и талант полководца, руководившего самым главным — моральным духом войска.
Война приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту главнокомандующего
должен был быть не иностранец ,а русский полководец — Кутузов. С приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу: "Пришёл Кутузов бить французов". Превосходство русской армии в военном отношении и полководческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский народ – непобедим.
Толстой утверждал,
что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения. Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждал, что всё решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона.
Слайд 7
Противоречия во
взглядах Толстого на изображение им Кутузова проявляются в том,
что, с одной стороны, Кутузов — мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа войска, а с другой стороны — это полководец, активно вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве противника одержал военную и моральную победу. Кутузов на следующий день отдаёт приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И таких примеров много.
Реализм Толстого взял верх над путами его фаталистической
философии и художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. В русской армии жил неукротимый дух суворовской "науки побеждать", были живы национальные традиции военной школы Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.
к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке
исторических событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла. Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений писателя, — вывод о решающей роли народных масс в истории. Изображая войну 1805—1807 годов, Толстой объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды её цели.
Слайд 10
Совсем по-иному изображаются настроения армии в
войне 1812 года. Эта война носила народный характер потому,
что русский народ защищал свой дом и свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как сама жизнь, — это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу.
Народ предстаёт перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели и общая беда сплачивают людей.
и мире" воплощена подлинная народность — величайшее завоевание русской
классической литературы. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.