Слайд 2
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру
неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я
спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди...
(«Элегия»)
Слайд 3
Псевдонимы Н.А.Некрасова:
Н.Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый
поэт; Ник – Нек ;
Перепельский; Савва Намордников; Н.Станицкий
Слайд 4
И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Грешнево – ярославское имение отца
Слайд 5
Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861
года.
Место, где он плодотворно работал.
Слайд 6
Петербург в жизни Н.А.Некрасова
Слайд 8
1846 год. Некрасов, Белинский и Панаев приходят в
журнал «Современник».
1 января 1847 года выходит первый номер
.
Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом.
Слайд 9
И. А. Гончаров
И. С. Тургенев
А. В. Дружинин
А. Н.
Островский
Л. Н. Толстой
Д. В. Григорович
Слайд 13
«Да знаете ли Вы, что Вы – поэт
– и поэт истинный!»
В. Белинский
«Написано человеком с народным
сердцем»
А. Григорьев
Увидел поэта, пришедшего со своей темой, по-новому взглянувшего на народ, оригинального в своих художественных установках
1845 – 1846 г.г. Выходит альманах «Физиология Петербурга», в котором стихи Н. А. Некрасова.
Слайд 14
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя …
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
1848
Учебник,
стр. 53 - 55
Слайд 15
Стал новатором в области содержания и формы: расширил
границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое
чувство или ощущение.
Основное направление его творчества – социальная тема.
Новаторство Н. А. Некрасова
Слайд 16
Новаторство Н. А. Некрасова
3. В его поэзии народ
заговорил своим
настоящим, подлинным языком
4. Лирический герой поэзии
Некрасова жил
в постоянном конфликте с самим собой:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть борцом
Слайд 17
Особенности стиля Н. А. Некрасова
Введение в лирическое стихотворение
эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка,
репортаж с места события.
Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.
Слайд 18
Особенности стиля Н. А. Некрасова
3. Многогеройность лирики, монтажный
принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в
лирическом «я» или нет.
«Родина», «Крестьянские дети»-
Л.г. близок к личности автора; «Огородник», «Пьяница» -
Л.г. – носитель крестьянского сознания
Слайд 19
Особенности стиля Н. А. Некрасова
4. Особенность ритмического строя
( тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные
метры, дактилическая рифма,
неточная рифма.
Слайд 20
Особенности стиля Н. А. Некрасова
5. Соединение литературного стиха
с народным:
А) сказочно-песенный лад;
Б) элементы разговорной речи, прозаизмы;
В) монолог, диалог;
Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;
Слайд 21
Особенности стиля Н. А. Некрасова
5. Соединение литературного стиха
с народным (продолжение):
Д) постоянные эпитеты;
Е) повторы, анафора;
Ж) характерные
для народного языка суффиксы, частицы.
Слайд 22
Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство
– авторским чувством
В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни
Женская
судьба символизирует судьбу крестьянской России
Главная тема творчества
сочинений – 1856 г.
Структура сборника:
Эпиграф: «Поэт и гражданин»
1
раздел: стихотворения о народе
2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих
3 раздел: поэма «Саша»
4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика
«Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н.А. Некрасова
Слайд 24
Форма диалога, традиционная для русской литературы:
- Ломоносов «Разговор с Анакреонтом»
- Пушкин
«Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом»
- Лермонтов «Журналист, читатель, писатель»
2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта
Поэт и гражданин
Слайд 25
Некрасов утверждает гражданскую роль поэта
Слайд 26
Поэт и гражданин
3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу,
Отчизне.
4. Но поэт сомневается в своих силах, т.к. собственный
путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее) .
Слайд 27
Стихотворения на тему
«Поэты и поэзия»
«Поэт и гражданин»
(1856)
«Вчерашний день, часу в шестом» (1846)
«Блажен незлобивый поэт» (1852)
«Муза»
(1852)
«Безвестен я . Я с вами не стяжал» (1865)
«Праздник жизни – молодости годы» (1855)
«Замолкни, муза мести и печали» (1855)
«Элегия» (1874)
«Пророк» (1874)
«Поэту» (1874)
«О муза! Я у двери гроба…» (1877)
Слайд 28
Поэтическое кредо Некрасова
Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
« Нет
науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека
для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни .» (1855 г.)
Слайд 29
Поэт настолько слился с народом, с его представлениями
, идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам
человек из народа (городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова , это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.
Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.