Слайд 2
При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких
сборника его стихотворений общим тиражом немногим более 40 тысяч
экземпляров: "Столбцы" (1929), "Вторая книга" (1937), "Стихотворения" (1948), "Стихотворения" (1957). Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой ("Кажется, ни над одним советским поэтом критика не издевалась так, как надо мной", - с горечью заметит впоследствии поэт), выбитый из литературы в ГУЛАГ во второй половине 30-х годов, он вошел в литературу 50-х годов как большой мастер поэзии и с тех пор остается одним из самых читаемых поэтов.
Слайд 3
После книги "Столбцы" с ее язвительным, гротескным жизнеописанием
мещанской среды, с ее рискованными экспериментами и преувеличением опасностей
НЭПа, после поэмы "Торжество земледелия" (1929-30), в которой Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти "против течения", показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм "Безумный волк" (1931) и "Деревья" (1933) начинается этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.
Слайд 4
Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера -
пришел он к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная
лирика - это "разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.
Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы (а не его стихи 30-х годов о Кирове, челюскинцах, Седове, Мичурине) навсегда остались в поэтическом активе поэта.
Слайд 5
Неслучайно также и то, что "Заметкам о поэзии
Николая Заболоцкого" (в кн. "Становление таланта", 1972) В.Огнев предпослал
строки великого грузинского поэта:
Теперь он понял мир природы,
Ее живые голоса.
И с ним беседовали воды,
И говорили с ним леса.
Слайд 6
Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни
и смерти, выдвинул необычное предположение: человек - часть природы,
а природа - бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы ("Он продолжал отрицать смерть - в обычном понимании этого слова - до конца своих дней", - вспоминает Николай Чуковский1):
Слайд 7
И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы
Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был
камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды.
("Вчера о смерти размышляя" - 1936)
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
("Метаморфозы" - 1937).
Слайд 8
В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское,
"тютчевское" начало ощутимо вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом.
Поэта все больше тянет к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"
"Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани в 1957 году, имея в виду такие стихотворения, как "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" с ее потрясающим афористическим финалом:
Слайд 9
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором
пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд 10
В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал
ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь"
нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.
Вы, должно быть, слышали песню с такими словами:
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Слайд 11
В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил
старых и современных зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно
значителен вклад Заболоцкого в приобщение русского читателя к богатствам грузинской поэзии, оказавшей на оригинальные стихи переводчика несомненное влияние.
Слайд 12
Заболоцкий был великим тружеником: "Николай Алексеевич работал с
утра до вечера, от зари и до зари" (Б.Слуцкий).
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Эти строки писал смертельно больной человек.