Слайд 2
Какое впечатление произвела на вас пьеса «На дне»?
Почему
Горький избрал в качестве окончательного названия «На дне», а
не «Ночлежка», «На дне жизни», «Без солнца»? Как изменилось восприятие идеи драмы в новой редакции названия?
Социально-философская драма
Слайд 5
Представьте героя пьесы (Сатина, Настю, Барона, Клеща, Актера,
Бубнова, Ваську Пепла):
Имя, фамилия, прозвище.
Путь героя на дно.
Занятия
в ночлежке.
Какие человеческие устремления вы заметили у персонажа ? Осталось ли в нем что-нибудь человеческое?
Мечты, надежды, представление о своем будущем.
Люди или обломки?
Слайд 7
В. И. Качалов в роли
Барона ("На дне"
М. Горького)
Б. А. Фрейндлих в роли Барона
Слайд 9
Ю. В. Толубеев в роли Бубнова
Слайд 11
Удручает бессмысленность круговорота жизни ночлежников. Отношения героев сложились
давно, до начала действия. Переругиваюся Квашня и Клещ. Барон
привычно насмехается над своей сожительницей и кормилицей Настей, поглощающей очередной бульварный роман о «роковой любви». Нудно повторяет одну и ту же фразу об «отравленном алкоголем организме» Актер. Анна молит: «Каждый божий день... дайте хоть умереть спокойно». На ленивые разглагольствования Сатина Бубнов отвечает: «Слыхал... сто раз!» Сатин подводит итог: «...все наши слова — надоели. Каждое из них слышал я... Люди полностью отстраняются друг от друга и от жизни.
Слайд 12
Завязкой пьесы становится появление нового персонажа. «Занятный старичишка»
Лука словоохотлив, с ним вступают в беседу с интересом
все обитатели «дна». С появлением Луки, как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки.
И. М. Москвин в роли Луки
Слайд 13
Какие советы и из каких побуждений дает Лука
Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, Насте?
Лжет ли Лука? (Бубнов утверждает,
что Лука «много врет… без всякой пользы для себя»)
Любит ли Лука людей?
Слайд 16
Куда и зачем направляется Лука? Что он ищет?
Меняются
ли герои под воздействием Луки?
Слайд 17
Для чего, по мнению Луки, живет человек?
Сформулируйте философию
жизни Луки.
Слайд 18
Домашнее задание
Какой след оставил Лука в жизни ночлежки?
Чья позиция вам ближе – Луки или Сатина?
Ответьте на
вопросы, опираясь на 4 действие драмы.
Слайд 20
Четвертый акт, уже без Луки, Наташи, Пепла, Анны,
выразительно раскрывает последствия пережитого.
Настя, Актер, Татарин, Клещ вспоминают
добром Луку даже за то, что он «очень против правды восставал». «Правда» гнусного прозябания неприемлема для них. Возможность оторваться от нее, пусть в беспредметных мечтах,— радует. «Сказочки» Луки поддерживают их призрачные планы. Произошедшее в ночлежке, исчезновение старика пробуждают в душе ее обитателей беспокойство: как, чем жить?
Слайд 21
Настя и Актер впервые гневно развенчивают свое окружение.
Настя без ее привычной книги — без мечты, надежды
на лучшую жизнь — мечется по сцене в припадке отчаяния: «...Опротивело мне все! Вся жизнь... все люди!» Она бы «на четвереньках» бежала отсюда — да некуда. Настю душит отвращение к ничтожным и жестоким сожителям, и она выплескивает его в диком порыве: «Всех бы вас... в каторгу... смести бы вас, как сор... куда-нибудь в яму».
Слайд 22
Обычно мягкий, деликатный Актер на протяжении всего последнего
акта непривычно озлоблен и мрачен. Может быть, впервые трезво
взглянул он в лицо жизни. Может быть, впервые понял, что спасение зависит не от его воли, а от общества, которое держит его в ночлежной яме. Так рождается мысль о тупике. «Невежды! Дикари... Люди без сердца! Зачем вы живете? Зачем?» — яростно кричит Актер. Видимо, тот же вопрос задает он себе и не может на него ответить.
Ярость сменяется мрачной угрюмостью, и наконец, Актер почти бегом направляется в сени. Уход из жизни Актера — результат гибели его иллюзий.
Те не менее в четвертом действии складывается совсем непохожая на предшествующую атмосфера общения: люди слушают друг друга, думают сообща.
Слайд 23
Клещ, наоборот, впервые спокойно рассуждает о превратностях понятия
«правда». Отмякает сердцем Клещ, усваивая простую истину: «Везде —
люди... Сначала не видишь этого... потом— поглядишь, окажется, все люди... ничего!».
Татарин отстаивает теперь новый принцип — «не обижай человека!»— и мечтает о времени, которое душе «даст свой закон, новый».
Задумывается о смысле своей жизни Барон. Признание Барона служит как бы обобщением всех этих разных выступлений. Сознавшись, что он «никогда и ничего не понимал», жил «как во сне», Барон замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился». Это почти повторение фразы Печорина из «Героя нашего времени» Лермонтова. В подтексте переживаний других — то же недоумение. Оно неожиданно связывает всех присутствующих.
Слайд 25
«Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета»,
закаляется мысль Сатина. В чем смысл человеческой жизни? Что
есть человек, по какому закону он живет? «Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. <...> Человек — выше сытости!»... «Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..» Он имеет на эту свободу неотъемлемое право, ибо он творец, созидатель всего прекрасного на земле.
Сатин — главный герой четвертого действия драмы — остается верен себе. Предваряя свое «звездное слово», он не без иронии замечает: «Когда я пьян... мне все нравится». Возникший подъем духа недолговечен. Интонация и стилистика речи Сатина указывает на редкое для него взволнованное, даже экзальтированное состояние. Сатин: «Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон,— всех хуже!.. Ты ничего не понимаешь... и— врешь!..»
Из всего прожитого Сатин сделал далеко идущие выводы о сущности бытия: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его .мозга». Именно эта способность к творческому преобразованию жизни делает человека по-настоящему великим.
Слайд 26
В чем видит Горький причины трагедии: в социальном
строе или несовершенстве людей?
Актуальна ли пьеса «На дне», на
ваш взгляд, в сегодняшней России?