Слайд 2
Владимир Маяковский родился 7 (19) июля в 1893 году в
селе Багдати Кутаисской губернии в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского
(1857—1906), служившего лесничим. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани.
У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949) и братья Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер во младенчестве).
Слайд 3
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси.
В июле 1906 года от заражения
крови умер его отец после того, как уколол палец
иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.(он всегда носил с собой мыльницу и мыл руки постоянно, чтобы не заразиться какой-нибудь болезнью.)
После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв». По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами,в1908 году вступил в РСДРП.В 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик.
Слайд 4
В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили
из части в часть: Басманная,Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где
он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.
В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи,
но был недоволен написанным.
В воспоминаниях он пишет:
“Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку.
Спасибо надзирателям — при выходе отобрали.
А то б ещё напечатал!”
Несмотря на столь критичное отношение,
Маяковский именно с этой тетрадки
исчислял начало своего творчества.
Из тюрьмы после третьего ареста
он был освобождён в январе 1910 года.
После освобождения вышел из партии.
Слайд 5
В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о
благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу»
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В. В. в артистическом подвале «Бродячая собака».
В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений).
В 1914 году был исключен из училища за публичные выступления. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками.
В 1918 году снимался в трех фильмах по собственным сценариям. В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия,Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях.
В 1922—1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926—1929 годах — с «Комсомольской правдой». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике.
В 1926—1927 годах написал девять киносценариев.
Слайд 7
Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую
жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего
рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914—1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом — поэмы «Война и мир» (1915—1916) и «Человек» (1916—1917), третьим актом — пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант — 1918, второй — 1920—1921) и поэма «150 000 000» (1919—1920), четвёртым актом — поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом — поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928—1929) и «Баня» (1929—1930), эпилогом — первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928—1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.
Слайд 8
Женщины в жизни Маяковского
Татьяна Яковлева
Слайд 11
Софья Шамардина
Софья
Шамардина
Наталья Брюхоненко
Элли Джонс –
мать единственной
дочери поэта.
Слайд 12
Однако на протяжении почти всей жизни Маяковского его
музой и главной любовью была Лиля Брик.
Биографы поэта в один
голос называют его самой большой любовью Лилю Брик. Именно ей поэт писал: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».
Слайд 13
Лиля Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского,
была самым огромным счастьем в его жизни и самой
большой трагедией в его судьбе. Она, став его «дамой сердца» и «королевой», смогла так сильно повлиять на его творчество, что до сих пор считают, что именно Лиля подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем.
Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло тех восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», — вспоминал один из ее современников.
Через несколько дней после знакомства Маяковский упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя свое желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Та дала свое согласие, а Осип был вынужден смириться с прихотями ветреной супруги. Так начался один из самых громких романов ушедшего столетия, «брак втроем», слухи о котором быстро распространялись И хотя Лиля всем объясняла, что «с Осей интимные отношения у них давно закончены», странная троица все-таки проживала вместе в крохотной квартирке под одной крышей. А судить божественную Лилю никто даже не посмел.
Слайд 14
В 1919 году Брики и Маяковский переехали в
Москву. На двери их квартиры они повесили табличку: «Брики.
Маяковский». Однако Лиля и не думала хранить верность молодому поэту. Она заводила все новые и новые романы, а ее возлюбленный все чаще уезжал за границу. Он по несколько месяцев проводил в Лондоне, Берлине и особенно в Париже, что Лилю очень устраивало. Именно там жила любимая сестра Эльза, которая пристально следила за парижской жизнью поэта и докладывала Лиле о его любовных интригах. Рассказывая сестре о «романчиках», Эльза всегда добавляла: «Пустое, Лилечка, можно не волноваться». И та успокаивалась ненадолго и продолжала с упоением читать письма и телеграммы своего поклонника.
Слайд 15
В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский
сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской
эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждет от него ребенка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала свое волнение, продемонстрировав любовнику лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, встречаясь с другими женщинами. Однажды, когда он отдыхал в Ялте с очередной подружкой Натальей Брюханенко, Лиля всерьез испугалась за «Володину любовь» к ней. Она направила телеграмму возлюбленному, где с отчаянием просила не жениться и вернуться «в семью». Спустя несколько дней Маяковский приехал в Москву.
Слайд 16
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы
на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что
за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Однако она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой.Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли. Однако он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти ее в Россию. Восторженный и влюбленный, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой. «Ты в первый раз меня предал», — с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву. А он впервые ничего не объяснил. Этого Лиля пережить не могла.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж, что сестры провернули очередную авантюру, чтобы Володенька остался с Лилей. Что касается его переживаний, то они, видимо, мало трогали Лилю Юрьевну, наоборот — она видела в них своеобразную «пользу»: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
Слайд 17
Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал
их на вокзале, а через несколько дней в отеле
Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил записку, в которой среди других фраз были слова: «Лиля, люби меня».
После его смерти в 1945 году она скажет: «Когда застрелился
Маяковский — умер великий поэт. А когда умер Осип — умерла я».
Примечательно и другое высказывание Лили Юрьевны. Узнав
о самоубийстве Маяковского, Брик произнесла: «Хорошо, что он
застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось:
такой поэт — и стреляется из маленького браунинга».