Слайд 2
Биография Н.В. Гоголя
Иллюстрации к произведениям
Тайна смерти Н.В. Гоголя
Творчество
Н.В. Гоголя
Портреты разных лет
Слайд 3
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской
губернии
в семье помещика.
Назвали Николаем в честь чудотворной
иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканьки.
Дом, где родился Н.В. Гоголь
Слайд 4
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил
при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином
коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцать лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Родители Н.В. Гоголя
Слайд 5
В мае 1821 поступил
в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается
живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.
Гимназия в Нежине
Слайд 6
После окончания Нежинской гимназии отправляется в
Петербург. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались
неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
Петербург. Первые литературные опыты.
Слайд 7
Гоголь все больше времени уделяет литературной
работе. Вслед за первой повестью "Вечер накануне Ивана Купала"
(1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: "Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.
Слайд 8
В июне 1834 был определен адъюнкт-профессором
при Санкт-Петербургском университете. Одновременно с педагогической работой и трудами
по истории, он пишет повести, составившие впоследствии сборник "Миргород".
Слайд 9
Осенью 1835 г. он принимается за
написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась
столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского,
а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля.
Слайд 10
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает
в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар
работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
Слайд 11
В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает
в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ"
в присутствии своих старых друзей.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в клевете на действительность.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу, - период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
Слайд 12
В начале 1845 г. у Гоголя
появляются признаки душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и
"восстановления сил" в Париж. В конце июня 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
Слайд 13
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе,
готовится к паломничеству к святым местам. В апреле 1848
после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.
Слайд 14
Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения,
состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с
протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.
21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.
После революции останки Гоголя
были перенесены на Новодевичье кладбище.
Гоголь был погребен
в Донском монастыре.
Слайд 15
Тайна смерти Гоголя
Доцент
Пермской медицинской академии М. И. Давидов проанализировал 439 документов,
изучая болезнь Гоголя, и пришел к выводу, что в течение последних 20 лет жизни Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом.
У писателя были периоды необычайно веселого настроения - гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии – депрессии.
Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила. Выставлялись мифические диагнозы: "спастический колит", "поражение нервов желудочной области", "нервическая болезнь" и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало.
Слайд 16
– До сих пор многие думают, что
Гоголь умер воистину ужасно. У него якобы наступил летаргический
сон, принятый окружающими за смерть. И он был похоронен заживо. А затем умер от недостатка кислорода в могиле.
Это не более, чем слухи, в их появлении частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией – страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. Патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего.
Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа на диване. Не случайно в "Выбранных местах из переписки с друзьями" он написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения".
Слайд 17
В периодической печати встречаются утверждения,
что при эксгумации обнаружилось, что обшивка гроба как будто
вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу.
– Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно.
Слайд 18
С начала февраля 1852 года
Николай Васильевич практически полностью лишил себя пищи. Резко ограничил
сон. Отказался от приема лекарств.
Стал уединяться, желая и в то же время со страхом ожидая смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролет изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.
Слайд 19
Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что
его психическое заболевание при жизни так и не было
распознано.
Но думаем, что правда о его болезни и смерти не заставит нас разлюбить великого писателя.
Слайд 20
Он верил в силу
художественного слова,
могущего указать путь
к нравственному возрождению.
творчество
Слайд 21
Имя Гоголя стало известным
после выхода в 1831году
сборника "Вечера
на хуторе
близ Диканьки".
«Ночь перед рождеством»
«Сорочинская ярмарка»
«Пропавшая грамота»
«Майская ночь»
Слайд 22
«Тарас Бульба»
«Старосветские
помещики»
«Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Сборник "Миргород"
«Вий»
Слайд 23
Сборник
"Петербурские повести"
«Шинель»
«Портрет»
«Коляска»
«Нос»
Слайд 24
Поэма "Мертвые души"
Мне хочется в этом
романе показать хотя с одного боку Русь…
Н.В.Гоголь
Слайд 25
«Женитьба»
Драматические произведения
«Ревизор»
Слайд 26
Иллюстрации к произведениям Гоголя
«Вечера на хуторе близ
Диканьки»
Слайд 32
Художник точно передал
тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством,
с модной прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален. Он был обнаружен в конце 1870-х годов на столе Н.А.Некрасова после его смерти.
Алексей Венецианов. Портрет Н.В.Гоголя 1834г.
Слайд 33
А.С.Пушкин. Портрет Н.В.Гоголя 1836г.
Здесь Гоголь выглядит старше, чем у Венецианова, в нем
нет франта-романтика.
Пушкин, тонкий художник-портретист, передал – даже без зрачка глаз – серьезную зрелую мысль, и уже без лукавства.
Полагают, что портрет сделан в 1836 г., чему своеобразное и даже неожиданное подтверждение – портретная зарисовка Гоголя с натуры Петра Каратыгина 1836 г.
Слайд 34
Петр Каратыгин. Гоголь на репетиции «Ревизора» 1836г.
В рисунке Петра Каратыгина – живой, не позирующий Гоголь,
к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации, и в этом его документальная ценность.
Слайд 35
Эммануил Мамонтов. Н.В.Гоголь читает «Мертвые души» 1839г.
В 1839 г. Гоголь приезжает в Москву. Здесь в
доме П.В.Нащокина он читает «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации.
Слайд 36
Гоголь в Италии заказывает для свой
матери портрет художнику Ф.Моллеру. В портрете выражено некое равновесие
мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким.
Федор Моллер. Портрет Н.В.Гоголя. 1841г.
Слайд 37
Александр Иванов. Н.В.Гоголь. «Кающийся». Фрагмент Эскиза. 1838 г.
В Италии судьба свела Гоголя с художником
А.Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Мысль о введении Гоголя в картину запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося (ближайшего к Христу).
Слайд 38
Александр Иванов. Портрет Н.В.Гоголя.
На исходе
1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил,
вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укрепленный мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального Александра Иванова. О Гоголе 1840-х П.В.Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета.