Слайд 2
Цель – подготовка к сочинению
по роману
А. С.
Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 3
Замысел романа
показать историю русского общества: эпоху, быт,
нравы;
показать тип человека – современника Пушкина, причины
его разочарования
в жизни.
Пушкин полно и глубоко вскрыл опасную болезнь – разочарование молодого поколения, объяснил причины разобщенности дворянской интеллигенции
и народа.
Слайд 4
О романе
«Энциклопедия русской жизни»;
«Самое задушевное произведение Пушкина,
самое любимое дитя его фантазии».
В.Г. Белинский
«Плод ума холодных
наблюдений и сердца горестных замет»,
«Собранье пестрых глав».
А. С. Пушкин
Слайд 5
Сложная композиция романа
- Вступление к роману –
предисловие;
- 8 глав;
- эпиграф к каждой главе;
- вставные, внесюжетные элементы: портреты героев, пейзажные зарисовки, интерьер, лирические отступления, сон Татьяны.
- описание гаданий, диалоги, песня крестьянок, письма…
Слайд 6
Система образов
Главные герои и второстепенные
Евгений Онегин
и Татьяна
Ленский и
Ольга
Помещичье дворянство
Московское общество
Слайд 7
Евгений Онегин – «лишний человек»
Примерный план
Обстоятельства, повлиявшие на формирование характера
героя:
1. Происхождение и воспитание.
2. Занятия героя, однообразие жизни.
3. Отсутствие всяких целей и идеалов.
II.Пресыщенность и разочарованность жизнью.
III. Сложность и противоречивость характера Онегина:
1. Незаурядный ум.
2. Критическое отношение к жизни, к обществу и нежелание
что-либо изменять (скептик и равнодушный созерцатель).
3. Благородство души и эгоизм.
4. Способность на глубокие чувства и неумение любить.
IV. Бессмысленность жизни героя – трагедия человека.
Слайд 8
Лишний человек – литературный тип, для которого характерны
конфликт с обществом, невозможность реализовать свои силы и что-либо
изменить (Онегин, Печорин, Рудин, Базаров, Обломов)
А. И. Герцен
Слайд 9
В.Г. Белинский об Онегине
1. «Большая часть
публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела
в нем человека холодного и эгоиста по натуре. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям».
2. «Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек.
Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но
бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не
знает, чего ему надо, чего ему хочется, но он знает и очень
хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того,
чем так довольна, так счастлива самолюбивая
посредственность».
Слайд 10
Нравственный идеал Татьяны
Сформирован народной культурой, в недрах
русской нации :
само имя - «воспоминанье старины глубокой»;
быт и
нравы простонародной жизни;
рассказы няни;
народные обычаи и гадания;
песня девушек;
русская природа и др.
Черты Татьяны: нравственная чистота, благородность, непосредственность, удивительная простота, глубокий ум, способность на глубокие чувства, цельность ее характера.
Слайд 11
В.Г. Белинский о Татьяне
1. «Натура Татьяны немногосложна,
но глубока и сильна. Татьяна создана как будто вся
из одного цельного куска без всяких приделок и примесей».
2. «Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная».
3. «Татьяна – редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы».
Слайд 12
Онегин и Ленский
Вступление. Герои
типичные представители передовой части
русского дворянства начала XIX века.
Слайд 13
II. Основная часть.
1. Первая встреча с героями:
«поклонник Канта
и поэт» Владимир Ленский и разочарованный во всём Евгений
Онегин.
Герои не похожи друг на друга.
Отличаются от своих деревенских соседей.
2. Почему стали друзьями и их отношение к дружбе («от делать нечего», «друзья и дружба надоели», «верил, что друзья готовы За честь его принять оковы// И что не дрогнет их рука //Разбить сосуд клеветника».
3. Отношение к поэзии.
4. Разные темы разговоров.
5. Отношение к любви.
6. Чувства и разум в героях как главные различия.
7. Причина дуэли в непонимании героев друг друга.
Слайд 14
III. Вывод. Оценка А. С. Пушкиным итога взаимоотношений
героев. (Смерть Ленского – невозможность жить одними чувствами; руководствоваться
лишь доводами рассудка – обречь себя на одинокое и бессмысленное существование.