Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Особенности ранней лирики А.А. Ахматовой

Содержание

Не страшно под пулями мёртвыми лечь Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская
Муниципальное общеобразовательноеучреждение – Гимназия №2Г.Клин, Московская область2012Работу выполнила:учащаяся 11Б классаКогинова Оксана ВладимировнаРеферат Не страшно под пулями Актуальность темы реферата:Актуальность темы реферата заключается в том, что голос Ахматовой как Цели и задачи реферата:Целью реферата является рассмотреть и проанализировать особенности поэтического мира А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, В гиназии В 25 апреля 1910 г. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и Начало творческого путиЯ спросила у кукушки,Сколько лет я проживу...Сосен дрогнули верхушки.Желтый луч В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной Печаль, которой дышали стихи Сжала руки под темной вуалью... Четки Древний город словно вымер,Странен мой приезд.Над рекой своей ВладимирПоднял черный крест.Липы шумные После Сборник Сборник После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем * * *Наталии РыковойВсё расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной тоскою Творчество А.Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX Летний садЯ к розам хочу, в тот единственный сад,Где лучшая в мире
Слайды презентации

Слайд 2 Не страшно под пулями

Не страшно под пулями

мёртвыми лечь
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская
речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя
пронесём,
И внукам дадим, и от плена
спасём
Навеки!
А.А.Ахматова

А.А.Ахматова
(1889-1966)


Слайд 3 Актуальность темы реферата:
Актуальность темы реферата заключается в том,

Актуальность темы реферата:Актуальность темы реферата заключается в том, что голос Ахматовой

что голос Ахматовой как поэта, долго не был слышен,

хотя поэт не прерывал своей деятельности. Творчество крупнейшего русского поэта XX века А. Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить творческий путь Ахматовой без купюр и изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе.


Слайд 4 Цели и задачи реферата:
Целью реферата является рассмотреть и

Цели и задачи реферата:Целью реферата является рассмотреть и проанализировать особенности поэтического

проанализировать особенности поэтического мира Анны Ахматовой.
В ходе работы

следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть краткий биографический путь автора;
- проанализировать особенности творчества поэтессы;
- отметить значение творчества Анны Ахматовой.
Объектом реферата является творчество Анны Ахматовой.
Предметом реферата является анализ поэтического мира А.Ахматовой.


Слайд 5 А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась

А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского

в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке

на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

А.А.Ахматова


Слайд 6

В гиназии В 1905 г. после

В гиназии
В 1905 г. после развода родителей

Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

Слайд 7 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской

25 апреля 1910 г.

церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым

познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.

На руке его много блестящих колец...


Слайд 8 Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем

Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург

переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г.

жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева.
14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вячеслава Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..."

Семейная фотография


Слайд 9 Начало творческого пути
Я спросила у кукушки,
Сколько лет я

Начало творческого путиЯ спросила у кукушки,Сколько лет я проживу...Сосен дрогнули верхушки.Желтый

проживу...
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука

в чаще свежей...
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.
1 июня 1919, Царское Село

Слайд 10 В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей

В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской

прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских

журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием
М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы.

Слайд 11 В ее стихах увидели не только отвечающее духу

В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи

времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с

символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.

Слайд 12 Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого

Печаль, которой дышали стихи

и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом

иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием:
"Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".

Я веду
свое начало…


Слайд 13 Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" -

Сжала руки под темной вуалью...

Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он

вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".

Сжала руки под темной вуалью...


Слайд 14 Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет"

Четки

"Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини,

создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира".
Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось.

Ее призвание — в рассечении пластов


Слайд 15 Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей

Древний город словно вымер,Странен мой приезд.Над рекой своей ВладимирПоднял черный крест.Липы

Владимир
Поднял черный крест.

Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые

алмазы
К богу взнесены.

Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
Но со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.
1914, Киев

Путь мой жертвенный и славный…


Слайд 16 После "Четок" к Ахматовой приходит слава.

После

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как

иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак.
Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой
А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

Символ петербургской поэзии эпохи акмеизма


Слайд 17 Сборник

Сборник

"Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел

столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил
О. Э. Мандельштам, заметив:
"Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России"

В годы Первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.).


Слайд 18 Сборник "Белая стая"
Нам свежесть слов и чувста

Сборник

простоту Терять не то ль, что живописцу -- зренье Или актеру

-- голос и движенье, А женщине прекрасной -- красоту? Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами: Осуждены -- и это знаем сами -- Мы расточать, а не копить. Иди один и исцеляй слепых, Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. 1915

Слайд 19 После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в

в "своем краю глухом и грешном".
В стихотворениях этих

лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini ", оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.
В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, … без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

Слайд 20 Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание

Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести

врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих

не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Слайд 21 В трагические 1930 — 1940-е

В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу

годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест

сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": («Мы ни единого удара не отклонили от себя»).
Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием"
(1935� в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо".

Мы ни единого удара не
отклонили от себя…


Слайд 22 "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю,

в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное

с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы.

Из года сорокового, Как с башни на все гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто перекрестилась И под темные своды схожу.
Поэма без героя


Слайд 23 Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего

Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На

творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения —

"Поэмы без героя" (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Слайд 24



* * *
Наталии Рыковой

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти

* * *Наталии РыковойВсё расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной

мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем

дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

Июнь 1921

Все расхищено, предано, продано…


Слайд 25 Творчество А.Ахматовой как

Творчество А.Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в.

крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.

В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова окончила свои дни на земле.
10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Мировое признание


  • Имя файла: osobennosti-ranney-liriki-aa-ahmatovoy.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 0