Слайд 2
Эпиграф :
« Нужно, чтобы общество осознало себя и
ужаснулось...»
« Палата №6» А.П. Чехова.
Слайд 3
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится
к концу XIX века.
Чехов родился в 1860 году, то
есть его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в после реформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях.
Слайд 4
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним
из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно
появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" (до 1893) и "Русские ведомости"; выходят отдельные издания и сборники ("Рассказы", 1888; "Хмурые люди", 1890; Повести и рассказы", 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.
Слайд 5
В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь,
Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана. Уже
больной чахоткой, в весеннюю распутицу он проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей.
Слайд 7
«Остров Сахалин» задумывался как научный труд, который «состоять
будет из одних цифр». Но, работая, Чехов искал тон,
который позволил бы писать художественно и вместе с тем «протокольно, без жалких слов», не отнимая у сюжета «его суровость и все то, что в нем достойно внимания».
В своей книге Чехов совершенно объективен. Он видел на каторге и настоящих преступников, готовых из жадности к деньгам на самое гнусное предательство, видел, что «у ссыльных наблюдаются пороки и извращения». Но писатель с полным основанием обратил внимание на социальную обусловленность этих пороков они были свойственны «по преимуществу людям подневольным, порабощенным, голодным и находящимся в постоянном страхе. Лживость , лукавство, трусость, малодушие, наушничество, кражи, всякого рода пороки - вот арсенал, который выставляет приниженное население или, по крайней мере, громадная часть его, против начальников и надзирателей, которые оно не уважает, боится и считает своими врагами.
Слайд 9
Для позиции писателя принципиальное значение. приобретает и другое
его важнейшее наблюдение:«Вместе с закоренелыми, неисправимыми злодеями и извергами
живут под одной крышей случайные преступники, «несчастные», « невинноосужденные».
Как бы ни было, он в своих собеседниках видел прежде всего ,не преступников, а людей.
Не случайно внимание, Чехова - исследователя и очеркиста – сосредоточено не на преступлении, а на осмыслении сути и характера наказания, его эффективности и степени его действенности.
Само же по себе преступление писателя никогда не интересовало - тем более преступление сенсационное.
Чехов, разумеется, встречался на Сахалине с теми, чьи судебные процессы еще недавно служили предметом повышенного интереса и занимали целые полосы московских и петербургских газет. «У Ландсберга я обедал, - писал он, - у бывшей баронессы Гембрук сидел в кухне... Был у всех знаменитостей». Однако они-то его не занимали.
Слайд 11
В одиночной камере Александровской тюрьмы Чехов увидел Софью
Блювштейн – известную авантюристку, всероссийскую и чуть ли не
европейскую «знаменитость». Ее лучше знали по кличке Сонька- Золотая Ручка. Вот о ком можно было бы написать произведение, полное захватывающих подробностей. Оно, несомненно, сразу же приобрело бы громадную читательскую популярность. И в самом деле: Блювштейн, осужденная на каторжные работы за побег из Сибири, сделала попытку бежать и здесь, переодевшись для этого солдатом. С ее именем уже на Сахалине связывалось несколько дерзких преступлений - убийство, кража ...
Чехов с удивлением смотрел на эту женщину. Не верилось даже, что она еще недавно была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков. однако писатель-реалист изобразил преступницу по свойственным только ему углом зрения.
В одиночной камере он увидел не демоническую красавицу, перед которой никто не мог устоять, а маленькую, худенькую, уже стареющую женщину: «… на нарах одна только шубейка из старой овчины, которая служит ей теплою одеждой и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у неё мышиное».
Слайд 12
О Соньке- Золотой Ручке до Чехова уже многое
было написано; многое будет написано еще впоследствии, но
так изобразить ее мог. только он. Нисколько не интересуясь богатым уголовным прошлым этой женщины, он выделяет прежде всего бытовые и психологические подробности, раскрывающие и ее теперешнее положение, и затравленность, и , быть может,
сознание загубленной жизни. Не о прошлом, а о настоящем думает Чехов: что осталось у нее после всех авантюрных приключений, богатства, фантастических побегов? В глаза прежде всего бросается помятое, старушечье лицо. Прозвали ее Золотой Ручкой, а теперь руках у нее кандалы.
Слайд 14
Жизнь, полная невероятных, необычных приключений, могла бы заинтересовать
какого-нибудь другого писателя или журналиста, но не Чехова. Он
гораздо внимательнее присматривался к иной категории: ссыльных,
Описывая содержавшихся в Дуйской тюрьме «тяжких преступников», Чехов замечает, что на вид «это самые обыкновенные люди с добродушными и глуповатыми физиономиями... И преступления у большинства из них не умнее и не хитрее их физиономий. Обыкновенно присылаются за убийство в драке лет на 5-10, потом бегут; их ловят, они опять бегут, и так, пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Преступления почти у всех ужасно неинтересны, ординарны, по крайней мере со стороны внешней занимательности ... ».
Слайд 16
Именно поэтому Чехов решил специальную главу посвятить «Рассказу
Егора», с которым он познакомился в Александровске на квартире
Булгаревича. Это единственный случай, когда целый раздел посвящен судьбе одного ссыльного. Читатель, прочитавший уже примерно 60 страниц чеховского текста, узнавший много полезных сведений об истории освоения острова, о первых днях пребывания Чехова на Сахалине, должен был оживиться, дойдя до главы VI: наконец-то можно будет узнать какие-то подробности об одном из этих ужасных людей, совершившем какое-то совершенно неслыханное злодеяние: по пустякам-то уж на каторгу не осудят! Подобного рода ожидания нарушались с самого начала главы, когда писатель знакомит нас с внешностью героя - такого обычного, домовитого, совершенно не похожего на преступника.
Не случайно Егор далеко не всегда ведет рассказ от своего имени, чаще он применяет множественное число «мы» а порою говорит обобщенно - «народ». И действительно, ничего сугубо индивидуального, тем более исключи- тельного не было в судьбе простого и темного мужика; таких, как он, было очень много на каторге. Чехову как раз потому и понадобилось воспроизвести рассказ дровотаска из Александровска, что в нем, как в капле воды, отразил ась наиболее типическая история людей, с которыми писатель нередко встречался на каторге.
Слайд 17
Усадьба поселенца, домохозяина-бедняка в Красном Яру. о.Сахалин
Слайд 18
Много тяжелого пришлось вынести Егору на Сахалине: он
и канавы копал, и бревна на себе за три
версты таскал, и сено косил, и у поселенца в работниках жил. Но всюду он поспевал, никто его никогда не бил и не ругал: (Вот так и живу помаленьку, как бог дает».
Не было в его рассказе ни обиды, ни возмущения. Чехову это смирение и полная покорность судьбе показались характерным явлением. Он встречался и с другими случаями, когда у каторжных вдруг проявлялось то «непротивление злу , которое не могло не напомнить о проповедях Льва Толстого, хотя, конечно, Егор и ему подобные о Толстом не имели ни малейшего понятия. Чехова же увиденное и услышанное на Сахалине натолкнуло на серьезные размышления, отразившиеся впоследствии в его художественных произведениях, созданных после сахалинского путешествия.
Слайд 21
"Остров Сахалин" А.П.Чехова - не первый случай обращения
в истории русской литературы к скрытой от общественности жизни
людей, вынужденных находится в тюрьмах, ссылках, на каторжных работах. До него и после писатели обращались к той литературе, которые мы, выражаясь современным языком, называем лагерной. Но "Остров Сахалин" занимает здесь особое место. Антон Павлович провел на острове работу исследователя, медика, социолога. В течение трехмесячного пребывания на острове Антон Павлович проделал гигантский труд. Чтобы ближе познакомиться с жизнью поселенцев и ссыльнокаторжных, он произвел перепись сахалинского населения. «Я объездил все поселения, заходил во все избы, вставал каждый день в пять часов утра, и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано».
Слайд 23
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он
произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических
карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
Слайд 25
Впечатления сахалинской поездки непосредственно воплотились в рассказах «Гусев»
(1890), «Бабы» (1891), «В ссылке» (1894), «Убийство» (1895). Поездка
на Сахалин с особенной силой подчеркнула в сознании писателя всю невыносимость, всю тесноту, тюремную духоту тогдашней русской жизни. Эта жизнь со всей ясностью представилась ему жизнью в четырех стенах, с надзирателями, решетками, кандалами. Так возникла «Палата № 6» - быть может, самое страшное произведение русской литературы.
Слайд 26
«Чехов!.. - говорил Л.Н.Толстой, - это Пушкин в
прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось
создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…».
Слайд 27
Чехов прожил сорок четыре года. Чехов оставил огромное
литературное наследие - множество рассказов и повестей, несколько больших
пьес, несколько водевилей, научную книгу "Остров Сахалин", несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которому каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.