Слайд 2
Стих это:
Упорядоченный ритм (метр)
Рифма
Строфика
Экспрессивная интонация
Яркая образность
Разделение на равномерные отрезки -
«столбцы»
Слайд 3
Метр – это звук
Силлабическая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения
Тоническая
система стихосложения
Слайд 4
Первые русские силлабические стихи
Мера – число слогов
«Что за
печаль повсюду слышится ужасно?
Ах! Знать, Россия плачет во многолюдстве
гласно!
Где ж повседневных торжество, радостей громады?
Слышишь, не токмо едина; плачут уж и чады…»
(Тредиаковский «На смерть Петра Великого»)
Написан тринадцатисложником
Слайд 5
Силлабо-тоническая система
Мера стиха - количество слогов и порядок
чередования ударных и безударных слогов
Державин:
«Я царь – я раб,
я червь – я Бог!»
Пушкин:
«Пусть говорят – нет правды на земле…»
Тютчев
«Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…»
Слайд 6
Тоническая система
Мера - количество ударений в стихотворной строчке
- «иктов»
«Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду
я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад»
(Блок)
«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.»
(Есенин)
Слайд 7
Стопа
Стопа – постоянная единица деления стиха, определяющая его метр, совокупность
нескольких «сильных» и «слабых» мест метрической схемы.
В силлабо-тонике -
повторяющееся в пределах стихотворной строки сочетание одного ударного слога и определённого числа безударных слогов.
Слайд 8
Виды стоп
Ямб (-+)
Хорей (+-)
Пиррихий (--) (два безударных слога)
Спондей
(++) (два ударных слога)
Слайд 9
Ямб
Ямб – двусложная стопа с ударением на втором
слоге (а в стихе в целом – на четных
слогах)
НО!
Хотя главная стопа ямба –ямбическая, наряду с ней почти постоянно присутствуют другие виды стоп (чаще всего – пиррихий)
Слайд 10
Четырехстопный ямб
«открЫлась бЕздна, звЁзд полнА,
звездАм числА нет, бЕздне
днА»
(Ломоносов)
Чистый четырехстопный ямб
«Но сИлой вЕтра от залИва
ПереграждЁнная НевА
ОбрАтно шлА,
гневнА, бурлАва,
И затоплЯла островА»
(Пушкин)
Четырехстопный ямб со сверхсхемами
Слайд 11
Трехстопный ямб
«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»
(А.К.Толстой):
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только
нет.»
«Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.»
(Пастернак)
Слайд 12
Шестистопный и четырехстопный ямб
«Шумели в первый раз //
германские дубы,
Европа плакала в тенётах,
Квадриги черные // вставали на
дыбы
На триумфальных поворотах»
(Мандельштам)
Слайд 13
Спондей
«Швед, русский, колет, рубит, режет»
(Пушкин)
Четырехстопный ямб
Первая стопа –
спондей (два ударения подряд).
Это нужно для резкого и
экспрессивного изображения
Слайд 14
Хорей
Хорей - метр, сильные места которого приходятся на
нечетные слоги, начиная с первого.
Помимо хореических стоп, в составе
стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.
Слайд 15
Трехстопный хорей
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей
мглой»
(Лермонтов, вольный перевод Гёте)
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да
не смотрят в душу
Милые глаза»
(Бунин)
Слайд 16
Четырехстопный хорей
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно
небо, ночь мутна»
(Пушкин)
Слайд 17
Семистопный хорей
Брюсов («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы
проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был
неисчерпаем яростный людской поток.»
Слайд 18
Основные трехсложные размеры
Дактиль (ударный слог, потом два безударных
+--)
Амфибрахий (безударный, ударный, безударный -+-)
Анапест (два безударных, потом ударный
--+)
Слайд 19
Дактиль, Амфибрахий, Анапест
у Некрасова –
«И пошли они, солнцем
палимы,
Повторяя – суди его Бог» (анапест)
у Полонского –
«Слышится города
шорох ночной,
Снег подметённый скрипит под ногой! (дактиль)
у Тютчева –
«И две беспредельности были во мне,
И мной своенравно играли оне» (амфибрахий)
Слайд 20
Четырехсложные размер - Пэон
пэон I (+---)
Спите, полумертвые увядшие
цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные
Творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
(Бальмонт)
пэон II (-+--)
пэон III (--+-)
пэон IV (---+).
Слайд 21
Кольцовский пятисложник
Пятисложник - (пять слогов, сильное место на
3-м слоге --+--)
С богатырских плеч
Сняли голову
Не большой горой
А соломинкой
(Кольцов)
Попытка устранить сверхсхемные ударения ведет к использованию только длинных слов:
Знать такой уж я
Уродилася
Нераскаянной
Греховодницей
(С.Соловьев)
Слайд 22
Логаэд
Реформа Тредиаковского-Ломоносова
У колодезя, у студеного
Добрый молодец сам коня
поил (хорей + дактиль)
Не шуми, мати зелена дуброва,
Не мешай
цвести лазореву цвету (ямб + анапест)
Идет переход от случайного чередования стоп разных метров к закономерному, то есть, логаэду.
Слайд 23
Примеры логаэдов
Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все
мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых
и старых, и дни, и ночи. (А.Герцык, 1910)
Каждая строка построена следующим образом:
хорей, хорей, дактиль, хорей, хорей
+- +- +-- +- +-
Слайд 24
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С
кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш?
Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат. (Державин «Снигирь», 1800)
Каждая строка шестистишия построена по единому образцу:
дактиль, хорей, дактиль, хорей
+-- +- +-- +-
Слайд 25
Дольник
Дольником называют стихотворный метр, в котором безударные интервалы
(слабые места) между ударными слогами (сильными местами или иктами)
не являются постоянными, но колеблются по длительности от одного до двух слогов.
Девушка пела в молитвенном хоре (+-- +-- +-- +-)
Это чистый четырехстопный дактиль.
Сделаем один из безударных интервалов этой строки короче на один слог:
Девушка пела в церковном хоре (+-- +-- +- +-)
(Блок, 1905)
Это - четырехиктный дольник на трехсложной основе.
Слайд 26
Пример дольника
Мой редактор был недоволен,
Клялся мне, что занят
и болен,
Засекретил свой телефон
(Ахматова «Поэма без героя»)
Вот схема этих
строк:
--+ -+ --+ -
+-+ -+ --+ -
--+ -+ --+
Слайд 27
Пример дольника
Проделаем обратный путь, к основополагающему размеру –
анапесту:
Мой редактор опять недоволен:
Он клянется, что занят и болен,
И
грозит отключить телефон
В дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах
Слайд 28
Тактовик
Что получится, если объем слабых (безударных) интервалов будет
колебаться в пределах не двух (1-2 слога) вариантов, а
трех (0-1-2 или 1-2-3 слога)? Получится новая группа метров, объединяемая под общим названием – тактовик.
С грозовых монопланов падают на землю,
Перевертываясь в воздухе, молнии и пожары
(Шершеневич, 1916)
- - У - - У - У - - - У -
- - У - - - У - - У - - - У - (У – ударный слог, - безударный)
Слайд 29
Пример тактовика
Привет тебе, пламя творческого мира,
Вечного знанья пылающий
язык,
Чистый зачаток, исход обильный мира –
Призрак смертельный к ногам
твоим приник.
(Бальмонт, 1923)
Схема здесь такая:
- У - - У - У - - - У -
У - - У - - У - - - У
У - - У - - У - У - У -
У - - У - - У - У - У
Общее для всех тактовиков: большая, по сравнению с дольниками, расшатанность, неустойчивость, расплывчатость метра. При этом отдельные строки тактовика могут звучать (как частный случай) силлабо-тоническими двухсложниками и трехсложниками.
Слайд 30
Пример тактовика
«Наш марш» Маяковского (1918):
Дней бык пег.
Медленна лет
арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
У У У
У - -
У - У
У У У
У - У - - У
Этот метр хорошо подходил для выражения движения, силы, массы, энергии эпохи войн и революций.
Слайд 31
Акцентный стих
Вариабельность междуиктовых интервалов выше, чем у тактовика,
то есть, от одного до четырех или пяти.
А Балда
приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», 1830)
- - У - - У - - - - У -
- - У - - - У - - - У -
Слайд 32
Пример акцентного стиха
За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых
иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной
здравице,
подъемлю стихами наполненный череп.
(Маяковский, 1915)
- У -
- У - - У - - - - У - -
- У - - У - - - - У - У -
- У - - У - У - У - -
- У - - У - - У - - У -
Слайд 33
Пример акцентного стиха
Небоскребы трясутся и в хохоте валятся
На
улицы, прошитые каменными вышивками,
Чьи-то невидимые игривые пальцы
Щекочут землю под
мышками.
(Шершеневич, 1914)
- - У - - У - - У - - У - -
- У - - - У - - У - - - У - - -
У - - У - - - - У - - У -
- У - У - - У - -
Многие авторы, начиная стихотворение акцентным стихом, незаметно для себя переходят к тактовику.
Слайд 34
Полиметрия. Макрополиметрия
Полиметрия, то есть, варьирование метра в течение
одного стихотворения.
Маяковский «Прощание» (1925)
Первые четыре строки – четырех- и
трехиктный дольник
Следущие четыре строки – вольный хорей (в примере для простоты снята разбивка «лестницей»):
В авто, последний франк разменяв.
- В котором часу на Марсель? -
Париж бежит, провожая меня,
во всей невозможной красе.
Подступай к глазам, разлуки жижа,
сердце мне сантиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
если б не было такой земли - Москва.
Слайд 35
Полиметрия. Микрополиметрия
Если для макрополиметрии характерны перемены метра между
относительно большими частями текста, и очевидна связь этих перемен
со сменой интонации или содержания, то в случае микрополиметрии мы имеем дело с почти постоянными сменами метра – внутри строфы, и даже внутри одной строки, причем эти смены метра в микрополиметрии не мотивируются ни интонационно, ни по смыслу. Микрополиметрия подразумевает полную внутреннюю метрическую неурегулированность стиха, хаотическое и непредсказуемое смешение разных метров внутри его.
Слайд 36
Микрополиметрия
Велимир Хлебников «Скифское» (1908):
Что было - в водах
тонет.
И вечерогривы кони,
И утровласа дева,
И нами всхожи севы.
И вечер
- часу дань,
И мчатся вдаль суда,
И жизнь иль смерть - любое,
И алчут кони боя.
И в межи роя узких стрел -
Пустили их стрелки -
Бросают стаи конских тел
Нагие ездоки.
Преобладающий метр – ямб, обычно трехстопный, реже (третья строфа, нечетные строки) четырехстопный. Но такие строки как:
И вечерогривы кони
и
И жизнь иль смерть – любое -
могут быть интерпретированы только как дольник.
Слайд 37
Верлибр
Является ли метрика неотъемлемой составляющей стихов?
Возможны ли
«неметрические» стихи?
И чем стихи отличаются от прозы?
Верлибр – русская
калька с французского vers libre, что означает «свободный стих».
Слайд 38
Верлибр
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не
могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И
внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески. (Блок, 1908)
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух `Макбета`.
Слайд 39
Русская рифма
Как правило, рифмы находятся на окончаниях стихов
(стихотворных строк). Исходя из этого, важным признаком для классификации
рифм являются сами окончания стихов, называемые клаузулами. В русском стихосложении, метрически основанном на чередовании сильных мест (ударных слогов) и слабых мест (безударных слогов) клаузулы могут быть четырех типов.
Мужская клаузула. Стих оканчивается ударным слогом:
Духовной жаждою томим
Слайд 40
Русская рифма
Женская клаузула. Стих оканчивается одним безударным слогом:
В
пустыне мрачной я влачился
Дактилическая клаузула. Стих оканчивается двумя подряд
безударными слогами:
По вечерам, над ресторанами
Гипердактилическая клаузула. Стих оканчивается тремя и более безударными слогами подряд:
Вечер, тайно очаровывающий
(Брюсов)
Слайд 41
Чередование клаузул
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень.
Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над
лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
(Ахматова)
В этом стихотворении три первых строки каждого четверостишия оканчиваются женским клаузулами. А последняя – мужской. Это урегулированное чередование разных клаузул.
Слайд 42
Чередование клаузул
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что
из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками
медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
(Пушкин)
Здесь неурегулированно чередуются разные клаузулы – мужские, женские, дактилические.
Слайд 43
Из всех типов рифм в русаком языке больше
всего женских. Они составляют приблизительно 50-55% от общего числа
рифм. Несколько уступают им мужские – 35-40%. Дактилические и гипердактилические рифмы сравнительно редки – на их долю приходится около 10%.
Слайд 44
Тавталогическая рифма
Тавтологическая рифма - одно и то же
слово рифмуется само с собой.
Крепче гор между людьми стена,
Непоправима,
как смерть, разлука.
Бейся головою, и в предельной муке
Руки ломай – не станет тоньше стена.
А.Радлова (1920):
Слайд 45
Омонимическая рифма
Слова-омонимы - одинаковы орфографически, или, как минимум,
обладают одинаковым звучанием, но совершенно разные по смыслу.
Мне боги
праведные дали,
Сойдя с лазоревых высот,
И утомительные дали,
И мёд укрепный дольних сот.
Когда в полях томленье спело,
На нивах жизни всхожий злак,
Мне песню медленную спело
Молчанье, сеющее мак.
(Ф. Сологуб, 1919)
Слайд 46
Паронимические рифмы
Если сходство написания и созвучность распространяются не
на часть слова (окончание, или корень с приставкой), но
охватывают всю длину слова, то такие рифмы называют паронимическими.
Кричали – кирпичами, разом – разум, гранями – ранними, заката – заплата, причалены – печалями, мышиный – морщины, встречали – вначале, пасторали – пировали, говорила – горнила, сонета – согрета
Слайд 47
Точные рифмы
Точной считается такая рифменная пара слов, в
которых полностью совпадают ударные гласные, а также послеударные части.
топор
– вор – забор – укор (мужские)
веселье – похмелье – келье – зелье (женские)
знание – страдание – мелькание – воркование (дактилические)
Точные рифмы, в которых наблюдается совпадение опорной согласной, ударной гласной и послеударных частей слов, называют глубокими, или богатыми.
К разряду точных рифм относятся также тавтологические, омонимические и часть паронимических рифм.
Слайд 48
Неточные рифмы
Есть в русском языке точные рифмы, и
их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий
пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно.
Слайд 49
Типы неточных рифм
Первый, самый простой, включает такие сочетания,
в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть,
располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:
река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах
Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:
реКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль
Слайд 50
Типы неточных рифм
Второй тип неточной рифмы сложнее. Его
можно назвать заместительным – сущность его состоит в том,
что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:
ВОРоНы – ВОРваНи (замена «о» на «а» с добавлением «в»)
ЛЕбЕди – ЛЕпЕте (замена звонкой согласной на глухую)
палИТрА – брИТвА («р» заменена на «в»)
Слайд 51
Типы неточных рифм
Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой
букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать
перестановочным, или анаграмматическим:
вуалЕткА – проспЕктА (меняются местами согласные «к» и «т»)
зАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо (меняются местами согласные «з» и «р»)
Слайд 52
Ассонансы
Ассонансом называют созвучие слов, в которых совпадают ударные
гласные, но нет совпадения согласных: ни опорной, ни тех,
что находятся в послеударной части слова.
флОрА – пОзА
свЕт – крЕп
рАзгОвОрЫ – пАрОхОдЫ
ОзерО – ОблакО
В русской поэзии ассонансы широкого распространения не получили, хотя известны попытки использования этих форм в эпоху Серебряного века:
В суровую серую ночь
Иду я раздумчиво по лесу
Знакомой глухою тропой
К родному широкому озеру
(Ю.Верховский, 1917).
Слайд 53
Диссонансы
Диссонансная рифма – противоположность ассонансу. Это тот случай,
когда рифмуются слова с выраженным рифменным созвучием, но с
разными ударными гласными.
Диссонансная рифма звучит неожиданно, дразнящее, парадоксально:
ПриХОТИ – ПоХОТИ
риЗНИЦА – уЗНИЦА
яБЛоКо – оБЛаКо
Широкое распространение (в отличие от запада) этот тип рифмы также не получил.
Слайд 54
Еще диссонансы
В двадцать лет он так нашустрил:
Проституток всех
осёстрил,
Астры звездил, звёзды астрил,
Погреба перереестрил.
Оставалось только – выстрел.
(И. Северянин)
Слайд 55
Твердые формы. Онегинская строфа
Твердые формы – сонеты, баллады,
рондо и др. Это среднее звено между стандартной строфой и жанром. Это
особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов.
Онегинская строфа - твёрдая форма в русской лиро–эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин».
Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg.
Слайд 56
Известно любому
A - Мой дядя самых честных правил,
b
- Когда не в шутку занемог,
A - Он уважать
себя заставил
b - И лучше выдумать не мог.
C - Его пример другим наука;
C - Но, боже мой, какая скука
d - С больным сидеть и день и ночь,
d - Не отходя ни шагу прочь!
E - Какое низкое коварство
f - Полуживого забавлять,
f - Ему подушки поправлять,
E - Печально подносить лекарство,
g - Вздыхать и думать про себя:
g - Когда же чёрт возьмёт тебя?
Слайд 57
Анжанбеман
Анжанбеман (франц. enjambement – перенос) – прием рассогласования ритмически обособленного и
синтаксически законченного речевых отрезков в стихотворном тексте.
Белое небо
крутится
надо мною.
Земля серая
тарахтит у меня под ногами.
Слева деревья. Справа
озеро очередное
с каменными берегами,
с деревянными берегами.
(Бродский «Воспоминания»)
Слайд 59
Типы рифм (по возрастающей)
Глагольная (тут все ясно)
Квадратная (рифмуются
только последние слова в строках)
На созвучия (акцентная) – чаще
всего неточная (из поэтики)
Слайд 60
Внутренняя рифма
Одиночная внутренняя (по два слова)
Я рэпер, ты балагур,
в этом батле ты падаван.
Дай мне рэп, а не каламбур, и
куплеты, а не балаган.
Двойная внутренняя (минимум три слова)
Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я е*ать обосрался. Ты взял с собой капу? Я-то думал, что баттл – эссе.
Множественная внутренняя
Только ты не ST1M, панк, тик-так, мой стиль тебя угостит так,
Что тебе понадобятся механизмы в организме, как стимпанк
Слайд 61
Двойные и тройные рифмы
Двойная
Бери наследство!
Смотри на след свой!
Тройная
Нам
тут пришлось выбиваться фактически из нулей,
Измеряя длину дистанции количеством пи*дюлей».
Слайд 62
Олорифма (панторифма)
Олорифма (панторифма; от др.-греч. ὅλος — полный, целый + рифма) — разновидность рифмы, в
которой созвучие присуще не отдельной части слов, а сразу
всему слову либо фразе.
Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.
Слайд 63
От нулевых до наших дней
И, конечно же, анжанбеман
Слайд 64
Нынешние поэты
наши звезды погасли, и ночь обратилась днем,
мы
не видим созвездий в закрытом грозою небе.
мое тело укроет
рассыпчатый чернозем.
прорастай, мой цветок. прорастай на воде и хлебе.
--+--+--+--+-+
--+--+--+--+-+-
--+--+--+----+
--+--+--+--+-+-
Слайд 65
Еще…
этот мир существует покуда в нём будем мы.
я
не знаю другого места, где он возможен.
кроме этой квартиры
и города, где зимы
ровно столько же, сколько света и сладкой дрожи...
+-+--+--+--+-+
--+--+-+--+-+-
+-+--+--+--+-+
+-+--+-+--+-+-
Слайд 66
… и еще
на улицах пахнет глиной и сырость
почти съедает,
глаза разъедает солью и сердце в груди кричит.
наш
путь бесконечно длинный, такое в пути бывает
когда-то ослабший путник теряет свои ключи.
-+--+-+--+--+-+-
-+--+-+--+--+-+
++--+-+--+--+-+-
-+--+-+--+--+-+
Слайд 67
Итого
--+--+--+--+-+ +-+--+--+--+-+ -+--+-+--+--+-+-
--+--+--+--+-+- --+--+-+--+-+- -+--+-+--+--+-+
--+--+--+----+ +-+--+--+--+-+ ++--+-+--+--+-+-
--+--+--+--+-+- +-+--+-+--+-+- -+--+-+--+--+-+