Слайд 2
Повторение изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор.
Повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков,
объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
Слайд 3
Повторение основных теоретико-литературных понятий
Художественная литература как искусство
слова; художественный образ; фольклор; жанры фольклора; литературные роды и
жанры;
основные литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
форма и содержание литературного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
система образов; образ автора; автор- повествователь; литературный герой; лирический герой;
язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (эпитет, метафора, сравнение; гипербола; аллегория); проза и поэзия; основы стихосложения (стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).
Слайд 4
План написания развернутого ответа
Тщательно проанализировать вопрос;
Четко определить проблему,
которую предстоит решить, выполняя задание;
Выделить ключевые слова в формулировке
вопроса;
Выделить ключевые слова в формулировке вопроса;
Разъяснить самому себе суть выделенных слов. Работать со словарями;
Если слово многозначное, определить, в каком контексте оно использовано в вопросе. Планируемый ответ не может быть сведен только к одному тезису;
Определить авторскую позицию;
Обязательно знать произведение в целом – без этого не может получиться глубокий и четкий ответ;
Все тезисы обязательно аргументировать;
Избегать общих слов. Только конкретика.
Слайд 5
План сопоставительного анализа текста
Выполняя задание, проанализировать последовательно первый
и второй текст, результаты оформить в таблице;
Слайд 6
Ответ строить по принципу слоеного пирога: сначала на
основе сопоставления формулируется первый тезис, он обосновывается материалом из
первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис.
Образец:
Герой Толстого – восторженный молодой человек. (цитата)Герою Тургенева беспредметный восторг чужд. (цитата)Любовь для него сопровождается все возрастающим ощущением счастья.(цитата) Любовь для героя Тургенева сопряжена с ощущением нарастающей тревоги. (Цитата). Герой Толстого – человек сердца. Простившись с Варенькой, он продолжает представлять ее (цитата). Герой Тургенева – человек рассудка. Он размышляет о своей возлюбленной и ее судьбе. (Цитата)
Слайд 7
Внимательно читать вопрос и следовать четко заданному направлению
анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты по разным параметрам.
Слайд 8
Сочинение
Обратить внимание: первая и вторая темы сочинений связаны
с творчеством тех авторов, тексты которых были представлены для
анализа в первой части работы;
Отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду»;
Не заменять глубокий анализ текста пересказом и наивно-реалистическими рассуждениями;
Вступление и заключение должны быть четкими и лаконичными;
Подтверждать суждения текстом;
Внимательно читать тему.
Расшифровать смысл. Заложенный в формулировке, т.е. понять своеобразие сочинения: является ли оно историко-литературным или теоретико-литературным.
Четкость – логичность – доказательность – вот девиз работы над сочинением.
Слайд 9
Проблемы
К числу недостаточно освоенных выпускниками умений относятся следующие:
умение адекватно воспринимать задание, понимать его;
умение точно отвечать
на поставленный вопрос; умение проводить сопоставительный анализ;
умение подтверждать, иллюстрировать мысли, суждения текстом;
умение уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию (особенно ее недостаточно в прозе), раскрывать роль, значение ТЛП в анализе произведения.
Слайд 10
Рекомендации
Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую
работу по обучению школьников созданию связного текста на основе
литературного материала;
проводить специальные уроки обучения сочинению;
широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
Слайд 11
При анализе качества сочинений и других письменных работ
в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный
вопрос;
глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать;
сформированность умения логически мыслить.
Слайд 12
Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и
аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении;
формулировать
собственное отношение к героям и подтверждать свои суждения текстом;
В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов;
При оценке письменных работ нужно также учитывать уровень общего и речевого развития школьника4
Обязательно повторить цитирование
Слайд 13
В целях освоения модели итоговой аттестации в IX
классе в новой форме необходимо:
знакомить школьников не только
с демонстрационным вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой оценивания заданий разных типов;
следует обратить внимание на организацию повторения изученных произведений русской литературы, входящих в кодификатор;
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Писать, писать и редактировать написанное – вот второй девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Доказывать, доказывать и еще раз доказывать – вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.