Слайд 6
Декаде́нтство, также декаданс (фр. décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально
использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской
империи к. II—V вв.
Слайд 8
Этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке,
литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых —
конца XIX — начала XX веков, характеризующихся эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом.
Слайд 10
Основатели декаденства выступили прежде всего как противники старых
течений искусства, главным образом, академизма .
Провозглашённые ими принципы
имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Слайд 12
Декадентство - обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры
2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния,
пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.).
Слайд 15
Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще
имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед
резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности.
Слайд 16
Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты
считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами
являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Слайд 18
Фёдор Сологуб называет декадентство методом для различения символа,
художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»:
«декадентство есть
наилучшее,
быть
может единственное,
орудие сознательного символизма».
Слайд 21
То, что называют «стилем декаданса», писал Готье,
«есть
не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени
крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации».
Слайд 24
Омри Ронен выводит декаданс за рамки течения в
искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение
своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».
Слайд 28
В XIX веке европейская и особенно французская литература была
названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот
термин был использован и самими авторами.
Слайд 29
Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции
готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.
Слайд 31
Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё,
а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками
как термин для
оскорбления
Виктора Гюго и
романтизма в целом.
Слайд 32
Позднее поколение писателей - романтиков, как например, Теофиль
Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта,
как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом».
В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами.
В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Слайд 36
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между
романтизмом и модернизмом.
Слайд 37
Характерными чертами декадентства считаются:
- субъективизм, индивидуализм, имморализм,
Слайд 38
- отход от общественности, taedium vitae ( лат.
«отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей
тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Слайд 40
Примером в древности можно назвать эпоху падения римской
империи и др.
Слайд 41
Авторы - декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства в западной
культуре
являлись
Оскар Уайльд,
Слайд 44
Авторы – декаденты
Мария Корелли,
Слайд 48
Авторы – декаденты
Станислав Пшибышевский
Слайд 52
В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения»
в 1880 - х — 1890 - х гг. входили такие
поэты и беллетристы, как
К. Бальмонт, А. Добролюбов, Коневский ,
Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус,
а также «ранний»В. Брюсов.
Слайд 58
По мнению Плеханова , литературное развитие русского декадентства
и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе
капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880 – х и начала 1890 – х гг.
Слайд 60
Писатели - декаденты были особенно популярны после революции
1905.
Для Троцкого истоки декаданса кроются лишь в стремлении
части интеллигенции уйти от «бурных социальных противоречий» в мир «чистого» искусства.
Слайд 67
В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник
Тимур Новиков организовали фестиваль постпанка « Тёмные ночи» в
петербургском клубе «Декаданс». .
Слайд 68
Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией
независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в
андеграунде советских времён.
Слайд 69
В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в
себя черты гламура и готики.
Эти популярные в начале
века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье».
Слайд 70
Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на
Брестской, автором идеи выступил журналист и музыкант Владимир Преображенский,
сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
Слайд 72
С тех пор фестивали и декадентские салоны фестиваль
«Бархатное подполье» стали проходить в Москве
регулярно,
породив самобытную
субкультуру «бархатных»
в свой 10-летний юбилей.
Слайд 74
В ноябре 2015 года в издательстве «С&К» коллекционным
тиражом вышла книга «Бархатное подполье».
Слайд 75
Декаденты «современной России», авторами которой стали создатель Движения
«Бархатное подполье» Владимир Преображенский, актриса бурлеска
Ляля Бежецкая,
поэт Сергей Зхус,
модель и журналист
Мария Рунова и другие.
Слайд 76
В музыке наиболее близким к декадентской культуре стал
готический постпанк.
Наиболее популярной
группой в подобном
жанре стали
The Cure,
выпустив знаменитый
альбом Disintegration в конце 80-х.
Слайд 77
Также декадентством музыкальные критики называли творчество группы Joy
Division, выпустившей два студийных альбома и в значительной степени
повлиявшей на становление жанра готик – рок.
Слайд 78
Декадансом своё творчество называли группы Агата Кристи, Dead
Can Dance, Бостонское чаепитие, Оберманекен, (их культовый альбом « Прикосновение
нервного меха» был включён в книгу Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока»), «Кремация Бонифация», «Кабаре Безумного Пьеро», Стимфония, Пикник, и другие.