Слайд 2
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные
особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение
автора к событиям революции 1917 года.
План урока:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы
Единство замысла и композиции
Контраст как основное средство изображения в поэме
Система образов
Изобразительно-выразительные средства
Образы-символы.
Слайд 3
Творческая история поэмы «Двенадцать»
Слайд 4
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что
она пробуждает к жизни всего человека, если он идет
к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 5
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте
Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция и революция»
Слайд 6
Черновики А.Блока
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе
1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются
из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Слайд 7
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его
очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
Слайд 8
«Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» – какие бы
они ни были – это лучшее,
что я написал. Потому
что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Слайд 9
56-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру –
ураган (неизменный спутник переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11
января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.
Слайд 11
12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12 апостолов Христа –
разносчики учения Христа.
Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».
Слайд 12
Стилистика,
жанровое своеобразие поэмы
12
Слайд 13
Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание
нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.
Слайд 14
Жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто
составленная
из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих
одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
Слайд 15
«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась
в прямой
зависимости с новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок,
была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
Слайд 16
Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не
только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в
текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».
Слайд 17
12
Единство замысла и композиции
Слайд 18
О. Парамонов (автор проекта «ХХ век
глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России –
вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».
Единство замысла и композиции
Слайд 19
Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена
в соответствии с названием:
она состоит из двенадцати глав. Но
если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 20
Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю
во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать»
стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.
Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
Слайд 21
Сходство первой и последней глав еще и в
том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается
антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Слайд 22
Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в
море жизни. Строя ее
сюжет, Блок широко
использует прием
контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Слайд 23
Контрастность произведения
В январе 1918 года с Блоком произошло
нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который
окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..
Слайд 25
Система образов
Экспозиция
Старый мир
Катька
Писатель
Поп
Паршивый пёс
Старушка
Барыня в
каракуле
Новый мир
Будущее?
Иисус Христос
12, идущие
«державным шагом»
Слайд 27
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные
ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
Слайд 28
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую
Русь…
Слайд 29
Революционный отряд
« Как пошли наши ребята
В красной
гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну
голову сложить!»
Слайд 31
Образ красноармейцев
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Слайд 32
Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не
жаль…»
Слайд 33
Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка,
бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага
3
глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 34
В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка
Заступница!
Ох, большевики загонят в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 35
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся
«с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса
«Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 36
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате –
плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Слайд 37
В последней главе тоже раздаются реплики, но они
принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
Кто в сугробе –
выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 38
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно
сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы
старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 39
И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…
Слайд 40
Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с
физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой
перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.
Буржуи
Слайд 41
Катька
– Из-за удали бедовой
В огневых её
очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча…
Слайд 42
– А Ванька с Катькой – в кабаке…
–
У ей керенки есть в чулке!
Слайд 43
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..
Слайд 44
«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Что,
Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 45
Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и
от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 46
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури,
символизирующим стихию жизни, стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного,
духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 47
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим
заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность.
Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«…почему Христос?»
Слайд 48
Изобразительно-выразительные средства
12
Слайд 49
Изобразительно-выразительные средства
Слайд 50
«Мир и братство народов – вот знак,
под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет
ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 51
«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В
поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока
– метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 52
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация
плача.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза
лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
«Музыка революции»
Слайд 53
Образы - символы
Ветер, вьюга, снег –
постоянные
блоковские мотивы.
Символика:
цвет: «Черный вечер. /Белый снег»,
кровавый флаг;
число – «двенадцать»;
старый мир – «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.
Слайд 54
Герои поэмы
обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка,
как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб».
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно
быть, писатель – /Вития…».
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:
«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
Слайд 55
Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся
стихии, но и грядущих перемен.
Слайд 57
Полемика:
«Своей поэму считали и красные и белые…»
«12»
«+» «-»
1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись
революционных дней».
3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».
Слайд 58
«Страшная мысль этих дней: не в том дело,
что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас,
а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.)
«Хама грядущего победит только Христос».
Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
Слайд 59
3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда»
на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено
бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»
(Из статьи А. Блока)