Слайд 2
Филологический анализ литературного произведения предполагает
взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст
в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств».
Слайд 3
Актуальность данного анализа обусловлена тем, что наше внимание
главным образом обращено на функциональную сторону языка, которая является
одной из основных объектов изучения современной лингвистики.
Объектом нашей работы стал анализ портрета в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Слайд 4
Целью работы стал анализ портретов
как средства создания образов героев литературного произведения.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить теоретические понятия, которые должны стать базой филологического анализа поставленной проблемы;
- собрать фактический материал, отражающий употребление портретных характеристик в рассказе «После бала»;
-проанализировать каждую выделенную портретную характеристику персонажей рассказа «После бала».
Слайд 5
Практическая значимость работы
определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при
теоретической разработке элективных курсов, уроков литературы в 8 классе, для работы школьных кружков.
Слайд 6
Портрет – это изображение внешнего облика
человека, то есть его физических признаков, манеры поведения, одежды,
мимики, с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его образа.
Слайд 7
Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при
этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о
его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.
Слайд 8
На наш взгляд, Л.Н.
Толстой – мастер создания портретов, его портреты имеют свои
особенности и закономерности в построении.
Слайд 9
Проанализируем словесное построение портретов персонажей рассказа «После
бала»: Вареньки и ее отца, полковника Петра Владиславовича.
Прежде всего, следует сказать, что этих героев мы видим глазами рассказчика Ивана Васильевича, который описывает один случай из своей жизни: блестящий бал у губернского предводителя и сцена жестокого избиения человека после бала.
девушку, в которую влюблен рассказчик, Вареньку:
1) «…в молодости,
восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой- то царственный вид….»;
2) «Она была в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»;
3) «…ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»;
4) «…пожимала худыми плечами…».
любуется и ее отцом:
1) «…был красивый, статный, высокий и
свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»;
2) «…вынул шпагу из портупеи, ….натянул замшевую перчатку на правую руку…»;
Слайд 13
3) «…он бойко топнул одной ногой, выкинул другую,
и высокая, грузная фигура его ... задвигалась вокруг залы»;
4)
«…его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков…»;
5) «…с его домашними сапогами…».
Слайд 15
Проанализируем эпизод после бала,
сцену жестокого наказания человека. Иван Васильевич видит «что-то страшное»,
«оголенного по пояс человека», на которого сыпались с обеих сторон удары, рядом он видит знакомую фигуру отца Вареньки, полковника:
1) «…шел твердой, подрагивающей походкой…»;
2) «…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу…солдата…»;
3) «…шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпуская его через оттопыренную губу».
деталь в описании Петра Владиславовича присутствует в обоих эпизодах:
замшевая перчатка. На балу он танцует с дочерью, надев замшевую перчатку, после бала он рукой в той же замшевой перчатке бил солдата. Эту вещь в портрете героя можно назвать символической: замшевая перчатка – это сам полковник, двуличный, двоедушный человек, на балу он – в маске доброты и благородства, после бала – без маски, подлец, исполняющий свои служебные обязанности.