Слайд 2
Родная природа в стихотворениях
русских поэтов XIX века
Русские
поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При
этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.
Слайд 3
Евгений Абрамович
Баратынский
1800-1844
«Весна, весна! как воздух чист!..»
В стихотворении Е. А. Баратынский
встречает весну ликующим,
восторженным
гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.
Слайд 4
Евгений Абрамович
Баратынский
1800-1844
«Чудный град порой сольется...»
Баратынский пишет
о том, что иногда
летучие облака могут создать
таинственный
«чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.
Слайд 5
Евгений Абрамович
Баратынский
1800-1844
По двум стихотворениям
Баратынского
уже можно судить о том,
что жизнь природы сопоставлена
с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.
Слайд 6
Яков Петрович Полонский
1819-1898
«По горам две хмурых тучи...»
В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и
скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали
вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь
скалы, они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.
Слайд 7
Яков Петрович Полонский
1819-1898
«Посмотри — какая мгла...»
В
этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце»,
который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.
Слайд 8
Алексей Константинович
Толстой
1817-1875
«Где гнутся над омутом лозы...»
Современник Полонского поэт А. К. Толстой
с помощью образов
природы создаёт
целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.
Слайд 9
Вопросы и задания
В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна,
весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах
наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?
В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
Слайд 10
Вопросы и задания
Найдите олицетворения и объясните их
роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...».
Какие образы возникают при чтении стихотворения?
Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» — может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?