Слайд 2
..."Мертвые души" не раскрываются вполне
с первого чтения
даже для людей мыслящих:
читая их во второй раз,
точно читаешь новое,
никогда не виданное произведение.
В.Белинский
Слайд 3
Какой тонкий, насквозь современный образ!
Что таится в
глубине этого полуопущенного, скошенного взгляда?
Какая мысль вынашивается за этим
ясным, но непроницаемым лбом?
Портрет Гоголя работы В.Горяева
Слайд 4
Дом на Никитском бульваре в Москве
Слайд 5
Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя в доме на Никитском
бульваре
Слайд 6
Основные вопросы при первом знакомстве с произвдением:
мотив путешествия,
название
поэмы,
какое место занимает образ автора в поэме.
Слайд 7
К истокам гоголевского замысла.
"Пушкин находил, что сюжет "Мертвых
душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу
изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
Гоголь Н.В.
Слайд 8
Кто же путешествует у Гоголя?
«Что он не герой,
исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он?..
Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
ЧИЧИКОВ. Рис. Боклевского
Слайд 9
Из письма Гоголя Жуковскому:
"Мертвые..." текут живо, свежее и
бодрее... и мне совершенно кажется, как будто я в
России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы - словом, вся православная Русь... Огромно велико мое творение... Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками".
Слайд 11
"И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти
человек! мог так измениться! И похоже это на правду?
Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
Слайд 12
Название поэмы
"Мертвые души - это заглавие само носит
в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не
мог назвать: не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы... - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
А.И. Герцен
Слайд 13
Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего
в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку.
Где же здесь
положительное начало - то, которое Герцен назвал "реалистической основой" для веры в будущее?
Оно связано с жанровым обозначением книги.
"Не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою", - писал Белинский.
Слайд 14
"И долго еще определено мне чудной властью
идти об руку с моими странными героями, озирать всю
громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"
Слайд 15
Традиция острой, бескомпромиссной правды.
"...Если сказать напрямик, то
он не имеет обыкновения смотреть по сторонам, когда
пишет.
Если и подымет глаза, то разве только на висящие перед ним на стене портреты Шекспира, Ариоста, Фильдинга, Сервантеса, Пушкина, отразивших природу таковою, как она была, а не каковою угодно некоторым, чтобы была".
Слайд 16
В ночь с 11 на 12 февраля 1852
года, в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь сжег беловую
рукопись второго тома. Произошло это здесь.
Слайд 18
Заключение
Путешествие автора "об руку" с его "странными
героями" осталось незавершенным, последнее слово автора - невысказанным.
Однако
в нашем распоряжении первый том "Мертвых душ" - одна из глубочайших книг русской и мировой литературы.
Обратимся к эпиграфу урока. Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения".
Будем же с вами считать, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!