Слайд 3
Литературные группировки 1920-х гг.
Долгие годы образ Октября 1917
года был весьма одноплановым, упрощённым. Он был монументально героическим,
односторонне политизированным. Этот образ создавали кинофильмы о штурме Зимнего дворца, о залпе «Авроры», книги о Ленине, скульптурные композиции в честь павших за революцию борцов, песни «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Молодая гвардия», «Интернационал». Величие Октября запечатлели романы А. Серафимовича «Железный поток» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1926), повести и рассказы Б. Лавренёва.
Слайд 4
Но помимо произведений, воспевающих революцию, была и другая
литература и иные образы: «Окаянные дни» И. Бунина, «Стихи
о терроре» М. Волошина, «Солнце мёртвых» И. Шмелёва, «Дни Турбиных» М. Булгакова и др. Эта литература приводит нас к выводу, что и побеждённые, изгнанные на чужбину тоже любили Россию.
Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.
Слайд 5
1. Литературные группировки 1920-х гг.
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 9
Новокрестьянская поэзия
Состав: Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин
Даты: Первая волна крестьянской
поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились
внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг.
Печать: сборники стихов (напр. «Радуница» Есенина, «Сосен перезвон», «Братские песни» Клюева)
Слайд 10
Суть: Это течение поэтов, вышедших из народной среды.
Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX
века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.
Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.
Новокрестьянская поэзия
Слайд 11
Скифы
Состав: Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин.
Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.
Даты: Скифское движение
поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.
Печать: два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь».
Слайд 12
Скифы
Суть: Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как
переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками
осуществляли и русские народники – левые эсеры. Скифское Движение шло с ними рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе.
У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.
Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.
Слайд 13
Имажинизм
Состав: Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай
Эрдман.
Даты: Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был
основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Критиковался в советской печати, Кусиков эмигрировал, Есенин умер.
Печать: сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»
Слайд 14
Имажинизм
Суть:
- Цель творчества – создание образа. Образ создается при
помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой
и переносный.
- Текст, имеющий связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию. Стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
- эпатаж- эпатаж, анархические мотивы.
Разногласия привели к делению на правое крыло (Есенин, Ивнев, Кусиков) и левое (Шершеневич, Мариенгоф, Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов.
Итог подвел Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?»: «Имажинисты отняли у поэзии личность. А поэзия без личности, без лиризма, как беговая лошадь без ноги».
Слайд 15
Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская
страна»
Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание
образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
Слайд 16
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
Состав: Фадеев, Серафимович,
Либединский.
Даты: Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем
стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПП была ликвидирована.
Печать: журнал «На литературном посту», сменивший осужденный журнал «На посту».
Слайд 17
РАПП
Суть: В отличие от «Октября» и вслед
за
«Перевалом» рапповцы призывали к учебе у классиков,
особенно у Толстого,
в этом проявилась ориентация на
реалистическую традицию. Но в остальном рапповцы
называли себя «неистовыми ревнителями пролетарской
чистоты» (Либединский).
Центральный орган РАПП в развязном тоне писал о
лучших писателях (что вызвало резкие возражения Фадеева), требовал передачи пролетарским писателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» (Есенин, Федин) из журналов и сборников. Горький – «индивидуалистический певец городских низов», Маяковский – «буржуазный индивидуалист».
С самого начала РАПП имела принципиальное отличие от предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за что и были разгромлены. Рапповцы учли их печальный опыт и провозгласили главным принципом следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, внедрение партийной идеологии в массы.
Слайд 18
ЛЕФ - левый фронт искусств
Состав: Маяковский, Асеев,
Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский и Брик, кинорежиссёр Эйзенштейн, кинооператор-документалист
Дзига Вертов. Также из поэтов примыкали Пастернак и Каменских.
Даты: ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ. Маяковский вышел из РЕФа, чтобы вступить в самую массовую литературную организацию того времени – РАПП.
Печать: журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта».
Слайд 19
ЛЕФ - левый фронт искусств
Суть: непосредственное отображение
действительности: вместо «литературы вымысла» - «литература факта», вместо игрового
кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства:
- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);
- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);
- принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее).
ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом.
Формальные вещи: у Маяковского после 1923 года – графический принцип оформления стиха («лесенка», о ней в статье «Как делать стихи») и переход к тоническому стихосложению (совпадает только количество ударных слогов).
Слайд 20
«Перевал»
Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный,
Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов,
Даты: Создана на рубеже
1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.
Печать: журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы».
Слайд 21
«Перевал»
Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином
потоке»
в литературе в группу пригласили участников из разных
литературных
движений, в том числе и напостовцев. В 1927 г. По
инициативе Воронского был создан еще один орган для
консолидации писателей – Федерация объединений советских
писателей (ФОСП).
Творческие лозунги:
-«искренности творчества» (даже если это противоречит партийной
дисциплине)
-«моцартианства», под которым подразумевалось творчество по\
вдохновению, по наитию
-«нового гуманизма»
Слайд 22
«Перевал»
Суть:
«Перевал» признавал роль «социального заказа», выступая, однако,
за право
писателя на «выбор темы по своему усмотрению».
Группу
резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод
писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый
подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.
Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия –
познаваемо, а перевальцы утверждали роль бессознательного. Некоторые
ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой
подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс
бессознателен, то он неконтролируем.
Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он
был носителем психологии.
В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были
доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим
оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля
перевальцев.
Слайд 23
ОБЕРИУ – объединение реального искусства
Состав: Александр Введенский,
Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки
были Николай Олейников: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников, Евгений Шварц: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников, Евгений Шварц, Казимир Малевич: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников, Евгений Шварц, Казимир Малевич, Павел Филонов.
Даты: С 1928 года. В 1925 году – «чинари», потом «Левый фланг», потом «Академия левых классиков», потом ОБЭРИУ. В 1931 году театрализованные представления и чтения пришлось прекратить. Введенский, Хармс и Бахтерев были арестованы по политическому делу и сосланы. До этого – Введенский и Хармс успели побыть детскими писателями. Вагинов в эстетическом плане был далек от Введенского и Хармса. Олейников официально не состоял в группе. Заболоцкий пошел по пути советского поэта, стал писать натурфилософские стихи.
Печать: Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.
Суть: Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых (гротеск, алогизм, поэтика абсурда). Но творчество обэриутов вовсе не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира.
Слайд 24
Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер,
В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато,
в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
Слайд 25
«Серапионовы братья»
Состав: Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод
Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.
Даты:
с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.
Печать: альманах «Серапионовы братья»
Слайд 26
«Серапионовы братья»
Суть: Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы
Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами
или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский».
Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность. Так, у Всеволода Иванова – повесть «Бронепоезд 14-69», у Николая Тихонова – «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» - классика революционной поэзии.
Раскололись на «западное крыло» (Лунц, Каверин, Слонимский) и «восточное крыло» (Зощенко, Вс. Иванов). Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал.
Этими противоречиями был очень недоволен Зощенко, который заявил, что все «Серапионовы братья» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам».
В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Слайд 27
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
русская литературоведческая школа.
1914-1925 гг.
Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Слайд 28
2. Крестьянская поэзия 20-х годов
В блистательной плеяде имен
русских поэᴛᴏʙ
начала века имя Николая Клюева стоит особняком,
как бы в стороне от прочих. Его путь кажется нам
неровным, неясным, более «скрытым», чем у
других его современников, а его судьба –
драматичней, безрадостней
«Народный поэт», чье имя гремело некогда по
всей России, оказался с конца 20-х годов на
полвека вытеснено из родной культуры и
литературы.
Слайд 29
Неотчетливость, размытость наших представлений о
Клюеве объясняется тем,
что жизненный путь его еще не
изучен. Ореол тайны сопутствует
имени лирика , его
личность овевают легенды, догадки, домыслы. Биография
Клюева намеренно затемнена самим поэтом, творившим
легенды о своей жизни. Не понятый до конца жизни он
кажется таким и поныне.
Начиная с 20-х годов, Николая Клюева не раз пытались
вычеркнуть из литературы.
В 1924 году пролетарский поэт Василий Князев писал в
книге «Ржаные апостолы»: «Клюев умер. И никогда уже
не воскреснет; не может воскреснуть: нечем жить…». Это
была первая попытка изъять Клюева из литературы
Слайд 30
В 1937 году Николая Клюева выслали в Нарымский
край.
Несколько десятилетий о Клюеве упорно молчали в
нашей
стᴘẚʜᴇ. И лишь в наше время благодаря
исследователям творчества писателя, мы можем иметь
представление о том, кто такой был Николай Клюев,
каков был его жизненный и творческий путь, какой вклад
он внес в родную литературу.
Слайд 31
О настроениях и взглядах Клюева в 1903-1904 гг.
предоставляет возможность судить его раннее стихотворение, носившее свободолюбивый характер.
Первые стихотворения в сборнике «Новые поэты» в 1904 году. Это весьма наивные и горькие сеᴛᴏʙания лирика , остро ощущавшего царящие в жизни разлад, неблагополучие, нарушение естественных связей между Природой и социальным миром. Единственное отдохновение для страдающего лирика – сближение «вольной» и прекрасной Природой:
Я опять на просторе, на воле
И любуюсь красою небес
……………………………
Слайд 32
В этом царстве зеленом природы
Не увижу рыданий и
слез
Негодование и гнев лирика нарастает в стихотворениях 1905 года,
вызванных к жизни начавшейся в стᴘẚʜᴇ революции. Они публиковались в сборниках «Народного кружка», состоявшего из писателей «самородков».
Слайд 33
Многое в стихах молодого Клюева напоминает творчество крестьянских
поэᴛᴏʙ XIX-века и их последователей, поэᴛᴏʙ «суриковцев», чья муза
была жалобной и заунывной. Основной же темой их творчества была горемычная бедняцкая доля; ведущий мотив – безысходность. Гневные, бунтарские настроения усиливаются в его стихах, начиная с 1905 года. Освобождение народа от великого рабства – этим биографических пафосом проникнуты клюевские стихотворения революционной поры. Он верит, что жизнь изменится с приходом революции.
На революционные события Клюев откликнулся не только свободолюбивыми стихами, поэт с головой погружается в пропагандисткою работу: на собраниях и сходках крестьян призывает к неповиновению властям и разъясняет решения Всероссийского Крестьянского союза. Клюев берется за просветительскую работу, за организацию митинга народной самодеятельности, создание народного театра как одного из главных средств пропаганды массовой революции. Он читает на «красных вечерах» свои стихи, произносит речи, оказывая огромное впечатление на слушателей:
Слайд 34
Распахнитесь орлиные крылья,
Бей, набат, и гремите грома, –
Оборвалися
цепи насилья,
И разрушена жизни тюрьма!
В апреле 1905 года Клюев
был привлечен к дознанию Московским жандармским управлением в связи с распростᴘẚʜᴇнием в Кусково среди рабочих Московско-нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания.
В конце 1905 – начале 1906 гг. поэт продолжает свою деятельность в родных местах – Вытегорском уезде Олонецкой губернии.
В январе 1906 года за антиправительственную пропаганду Клюев был аресᴛᴏʙан и заключен в тюрьму, где провел четыре месяца, а затем был переведен в петрозаводскую тюрьму, где пробыл еще два месяца. Это было его первое заключение. Благодаря милосердному решению суда, Клюев выходит на свободу после полугода тюрьмы.
Революционный дух Клюева не был подавлен в тюремных стенах. Оказавшись на воле, он немедленно вступает в связь со своими единомышленниками, продолжая писать стихи, проникнутые гражданским пафосом.
Слайд 35
В 1905 году в сборниках «Волны» и «Прибой»
увидели свет пять стихотворений: «Безответным рабом…», «Где вы порывы
Кипучие…», «Народное горе…», «Слушайте песню простую…» и «Гимн свободе»
Сознательное противопоставление горьких «старых» песен новым, призывающим к борьбе, к мужеству, содержатся в стихотворении «Безответным рабом…». Основной мотив всех пяти стихотворений – «с бесстрашием ринемся к битве…». Одно из лучших стихотворений («Где вы, порывы кипучие») поэт посвящает преследуемым самодержавием борцам за свободу, подражая лирика м-демократам прошлого поколения:
Слайд 36
Где вы, порывы кипучие,
Чувств безграничный простор,
Речи проклятия жгучие,
Гневный
насилью упор?
Где вы, невинные, чистые,
Смелые духом борцы,
Родины звезды лучистые,
Доли
народной певцы?
Родина, кровью облитая,
Ждет вас, как святого дня,
Тьмою кромешной покрытая
Ждет, не дождется огня!
Этот огонь очистительный
Факел свободы зажжет
Голос земли убедительный –
Все выносящий народ!
Слайд 37
В 1906 году Клюев стремиться войти в связь
с социал-демократами и революционерами. Молодой Олонецкий поэт уже не
боец-одиночка. Ужев1905 году у него устанавливаются конспиративные связи с единомышленниками в других городах. Некоторые из них это Мария, и Александр Добролюбовы, Леонид Дмитриевич Семенов, Виктор Сергеевич Миролюбов. Это люди революционеры пропагандисты, охваченные народолюбивыми настроениями. Клюева они знали и ценили не только как активного борца за «народное дело», уже пострадавшего за свои убеждения. Олонецкий поэт-революционер вызывал у его петербургских знаковых доверие и сочувствие.
Слайд 38
Выходец из деревни, но не крестьянин. Человек религиозного склада
и одновременно – радикально «левый» народник. Поэт, достигший высокого
мастерства, и стилизатор, устремленный к фольклору и архаике. Все это, как и многое другое, совмещалось в Клюеве и по-разному проявлялось – то явственней, то слабей – в разные периоды его творческой жизни.
«Настоящее» в Клюеве – ᴇᴦᴏ поэтический дар
В истории русской литературы Клюев останется не только мастером-стилизатором, но и выдающимся оригинальным поэтом
В 10-е и 20-е годы им было ᴄᴫᴏжено немало замечательных стихотворений, «песен» и «плачей»
.В фольклорной стилизации Клюев добился больше, чем другие русские поэты, избравшие тот же путь. Клюев достиг высокого мастерства внутри созданной им художественной системы. Он был талантлив, и ему удалось передать в своих лучших произведениях и обаяние народных «песен» и «былей», и самобытную прелесть уходящей древней культуры. Поэзия Клюева – не анархизм, но живое настоящее нашей культуры. И в словах лирика , что природа выше Цивилизации – заключен глубокий смысл.
Слайд 39
3. Альтернативная публицистика 20-х годов
Альтернативная публицистика 20-х годов
(«Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма
Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И Бунина и др.).
Наряду с героико-романтической жанровой тенденцией в русской литературе 20-х годов, породившей утопические представления о революции как воплощение мечты об идеальном устройстве общества, появляется негативная утопия или антиутопия
Утопия – это просто идеализированная выдумка, неоправданные мечты их авторов. Да и каждое такое общество имеет массу недостатков, которые скрыты под более весомыми «положительными» особенностями.
Антиутопия – это тип художественного социально-философского синтеза, особый тип художественности. По своему существу антиутопия является опытом социальной диагностики, а литературные приемы, свойственные всякому утопическому повествованию (условные острова, планеты, эпохи) - способ, помогающий сделать диагноз более точным.
Слайд 40
Антиутопия же демонстрирует негативные стороны общества, порой гиперболизируя
их, выставляя напоказ, чтобы показать, что именно не правильно,
что стоит изменить, чего нужно избегать. Возможно, если делать все наоборот, чем как описано в каком-либо тексте антиутопии, то тогда и получится настоящая утопия. Но это нереально, поскольку идеального государства не существует как такового. Так что это – замкнутый круг, состоящий из двух противоположностей.
Слайд 41
Писатели-утописты чаще всего оставляют без внимания те пути,
которыми достигается изображенный ими миропорядок Авторы антиутопии обращают особое
внимание именно на пути построения «идеального общества», ибо убеждены, что мир антиутопии - результат попыток реализовать утопию.
В процессе превращения утопии в антиутопию заключен своеобразный закон, согласно которому утопия с ее идеей свободы с фатальной неизбежностью оборачивается антиутопией, и конечным результатом становится абсолютная несвобода, прямо противоположная провозглашенным идеальным целям
«Мы» - роман о будущем, но это не мечта, не утопия - это антиутопия. В нем проверяется состоятельность мечты
Слайд 42
В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил
свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России
в октябре 1917 г. Это даже не дневник в строгом смысле слова, поскольку писатель восстанавливал записи по памяти, художественно их обрабатывая. Он воспринимал большевистский переворот как разрыв исторического времени. Сам Бунин ощущал себя последним, кто может чувствовать «это прошлое время наших отцов и дедов». Он хотел в «Окаянных днях» столкнуть осеннюю, увядающую красоту прежнего и трагическую бесформенность нынешнего времени.