Слайд 3
Жан Батист Мольер.
Родился 15
января 1622 года в Париже. Французский комедиограф, актер, театральный
деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», «Мизантроп», «Скупой», «Ученые женщины», «Мещанин во дворянстве»,; «Мнимый больной»), с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа,— комедия «Тартюф, или Обманщик».
Слайд 4
Семья.
Семья Покленов (настоящая фамилия Мольера)
принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 году отец
Жана получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 года по 1639 год учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов.
Слайд 5
Первые шаги на театральном поприще.
Примерно в 1641 году Жан Батист завел знакомства в
актерской среде: итальянский мим Фиорилли, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 году он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 году будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: он стал превосходным актером и режиссером.
Слайд 6
Парижский период: первые пьесы.
В
1658 году труппа вернулась в Париж и устроила в
Лувре представление для Людовика XIV, которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера «Влюбленный доктор». Первый успех у публики драматург снискал в 1659 году комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял слащавость и вычурность манер. В 1661 году провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем «Дом Мольера»).
Слайд 7
«Школа жен»
В следующем году
разразилась «памфлетная война» в связи с представлением «Школы жен»:
святоши увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означало зарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойного стандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам». Мольеру ставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал (для Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина, влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику.
Слайд 8
«Дон Жуан» и «Мизантроп».
В 1665 году очередную бурю вызвала постановка «Дон Жуана»:
враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых «загадочных» и многозначных комедий Мольера. Альцест – честный человек, который не находит своего места в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом, теряет любимую девушку Селимену и гордо удаляется «в пустыню» — прочь от порочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальных условностей, несомненно, совпадает с позицией самого Мольера. Вместе с тем Альцест показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно не желающий взрослеть.
Слайд 9
Последние годы жизни.
Денежные затруднения
вынудили Мольера за один лишь сезон (1667-68 годы) написать
пять пьес: в их число входят «Брак поневоле» и «Скупой». В 1670 году появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанин во дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом. Обессмертила пьесу фигура г-на де Журдена – н глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать «своим» в кругу дворян.
Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 года был поставлен «Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.
Слайд 10
Творчество Мольера.
Пьесы Мольера выдержали
на сцене одной только «Комеди Франсез» более 30 тысяч
представлений. Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 году объявила конкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст. Мольер стал подлинным создателем жанра классицистской комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят в манию.
Слайд 11
Ж.Б.МОЛЬЕР «Мещанин во дворянстве»
Слайд 12
ЦЕЛЬ УРОКА :
показать жизненную позицию гл. героя комедии
господина ЖУРДЕНА, осмысление им цели своей жизни на примере
анализа I и II действий комедии
Слайд 13
1.Чтение 1-2 явления I действия
Как эти сцены подготавливают
появление г-на Журдена?
Какое представление о моральном облике Журдена мы
получаем?
(Он и простодушен, и наивен, и естествен, но в то же время любит лесть и, что самое главное, собирается стать похожим на дворянина).
Слайд 14
Действие II, явление 1
Докажите, что г-н ЖУРДЕН невежественный
человек, который во что бы то ни стало хочет
быть похожим на знатного господина ?
Слайд 15
Действие II, явление 6
Какие новые важные штрихи в
портрет Журдена вносит сцена с учителем философии ?
(его стремление к знаниям, сожаление о том, что его ничему не учили раньше).
Для чего нужны знания Журдену ?
Слайд 16
Его стремление к знаниям, учению подчинено одной цели:
стать дворянином. Журдену нужно не знание с его практическим
значением.
Он жалеет, что не учился в коллегии потому, что образование, получаемое в коллегиях,- дворянское образование.
Слайд 17
Разговор Журдена с портным (действие II, явление 8)
Эта
сцена особенно ярко показывает нам, что такое Журден: перед
нами мещанин, купец со всей его скупостью, здравым смыслом и грубоватыми манерами, а вместе с тем этот костюм с цветочками головками вниз…
Слайд 18
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В любом драматическом произведении эпохи классицизма сталкиваются
РАЗУМНОЕ И НЕРАЗУМНОЕ начала. Какое же из них представляет
Журден? Бесспорно, НЕРАЗУМНОЕ. Но он никому не причиняет зла. Увлечение героя дворянством делает смешным только его самого и пока не изображается как социальный порок.
Слайд 19
Домашнее задание
1). Устный ответ о господине
Журдене по I – II действиям.
2). Читать III – V действия.
3). Ответить на вопрос:
«Когда юмор в изображении гл. героя сменяется сатирой?»