Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Роды литературы

Содержание

Повествовательный род литературыСобытие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого событияИнвариантная для эпики речевая структура представлена как сочетание речи изображающей и речи изображенной . ФрагментарностьЭПОС
Повествовательный род литературыСобытие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого событияИнвариантная для эпики инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического удвоение центрального событиязакон эпической ретардации равноправие и равноценность случая и необходимости равноправие Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и восстанавливает объективное В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев) Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем необходимо Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения,Развязка завершает снижение напряжения или Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе сюжета, в В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются — Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает с изображаемым МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к действиюДИАЛОГ - Форма исполнения (античность) Субъективность произведения (Гегель)Особая субъектная структура и специфический тип отношений Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не является объектом Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для произведенияКогда одни Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает в Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в процессе принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии);повторяющиеся в ряде произведений, Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть такие Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес писателей На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть наиболее значимые
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 4 Повествовательный род литературы
Событие рассказывания во времени всегда позже

Повествовательный род литературыСобытие рассказывания во времени всегда позже рассказываемого событияИнвариантная для

рассказываемого события
Инвариантная для эпики речевая структура представлена как сочетание

речи изображающей и речи изображенной .
Фрагментарность

ЭПОС


Слайд 5 инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих

инвариантное для эпики событие — встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы)

противоположные части (сферы) эпического мира, причем это событие имеет

два основных исторических варианта: в древней эпике — поединок, в романе — диалог-спор.

ЭПОС


Слайд 6 удвоение центрального события
закон эпической ретардации
равноправие и равноценность

удвоение центрального событиязакон эпической ретардации равноправие и равноценность случая и необходимости

случая и необходимости
равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной

сюжетных схем
случайность и условность границ сюжета

Структура эпического сюжета


Слайд 7 Действие героя (в конечном счете или в целом)

Действие героя (в конечном счете или в целом) нарушает и восстанавливает

нарушает и восстанавливает объективное мировое равновесие.
Герой поступка
Герой сознания


В эпическом герое литературы Нового времени может быть акцентирована приобщенность к другим людям
или, наборот, отъединенность от них.

Эпический герой


Слайд 9 В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии

В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются

и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях

ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман).
Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.

ДРАМА


Слайд 10 Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной

Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и

позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается

целиком на его глазах — «здесь и сейчас».
«Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим» (Шиллер)

Слайд 11 Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч.

Катарсис (греч. — «очищение», «прояснение») — термин др.-греч. философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев)

философии и эстетики, обозначающий «сущность эстетического переживания» (Лосев)


Слайд 12 Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его

Единство действия состоит в подготовке катастрофы, а его развитие в настоящем

развитие в настоящем необходимо для сопричастия к событию, т.е.

для того чтобы реакция на это событие у героя и зрителя была одновременной, хотя и не идентичной.

Слайд 13 Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения,
Развязка

Завязка — пункт, с которого начинается нарастание напряжения,Развязка завершает снижение напряжения

завершает снижение напряжения или окончательно его «снимает»,
Перипетия - переход

от восходящей линии действия к нисходящей.
Пятиэлементая схема драматического действия («экспозиция — завязка — нарастание напряжения — кульминация— развязка») была создана в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом

Понятия, описывающие драматический сюжет


Слайд 14 Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего

Конфликт в драме связан с остротой противоречия, лежащего в основе сюжета,

в основе сюжета, в отличие от сюжета эпического произведения,

в основе которого может быть ситуация.
Ситуация, являющаяся источником развития сюжета в эпическом роизведении, не нуждается в разрешении, ибо представляет собой противостояние сил, равно необходимых для изображаемого бытия. Конфликт — противостояние не мировых сил, а человеческих позиций, которые возникают в результате самоопределения человека по отношению к существующим мировым силам.

Конфликт


Слайд 15 В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии

В драматическом произведении, если учитывать противоположность жанров трагедии и комедии, сталкиваются

и комедии, сталкиваются — в поступках и волевых устремлениях

ведущих персонажей — разные нормы (правды) или правда и ложь (обман). Этому «родовому» содержанию конфликта органически соответствует диалогическая форма: происходит тяжба, дискуссия; обсуждаются правомерность действий и решений, их предпосылки и их последствия.

Драматический конфликт и диалог


Слайд 16 Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово

Драматической (видовой) формой изображения является исполнение... Изображающее слово исполнителя совпадает с

исполнителя совпадает с изображаемым словом героя, и таким образом

возникает эффект отсутствия «исполнителя»

Специфика художественного слова в драме


Слайд 17 МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по

МОНОЛОГ – функция самораскрытия и рефлексии персонажа по отношению к действиюДИАЛОГ

отношению к действию
ДИАЛОГ - сюжетная функция
РЕПЛИКА
РЕМАРКА – единственный в

драме вид прямого авторского слова

Слайд 19 Форма исполнения (античность)
Субъективность произведения (Гегель)
Особая субъектная структура

Форма исполнения (античность) Субъективность произведения (Гегель)Особая субъектная структура и специфический тип

и специфический тип отношений автора и героя (современность)
Критерии выделения

лирики как рода литературы

Слайд 20 Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского

Автор-повествователь (ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит

сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматическине

выражен)
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них. (Тютчев)

Лирический субъект


Слайд 21 Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при

Лирическое «я» имеет грамматически выраженное лицо, но при этом «не является

этом «не является объектом изображения для себя. На первом

плане не он сам, а какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна: И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далеких
Полная луна, Одинокий бег. (Фет)

Лирический субъект


Слайд 22 Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится

Лирический герой, в отличие от лирического «я», становится темой для произведенияКогда

темой для произведения
Когда одни воспоминанья

Того, кто страстью и пороком О заблуждениях страстей, Затмил твои младые дни, На место славного названья, Молю: язвительным упреком Твой друг оставит меж людей, Ты в оный час не помяни. И будет спать в земле безгласно Но пред судом толпы лукавой То сердце, где кипела кровь, Скажи, что судит нас Иной, Где так безумно, так напрасно И что прощать святое право С враждой боролася любовь, Страданьем куплено тобой. М.Лермонтов «Оправдание» Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя,

Лирический субъект


Слайд 23 Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит

Герой ролевой лирики - тот субъект, которому принадлежит высказывание, открыто выступает

высказывание, открыто выступает в качестве «другого», героя, близкого, как

принято считать, к драматическому
В.Высоцкий: « Меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли... Я про­ сто пишу от первого лица, часто говорю «я», и, вероятно, это вводит в заблуждение»

Лирический субъект


Слайд 24 Жанр — (от франц. genre — род, вид)

Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в

— сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид

литературных произведений.
Система жанров — это соотношение жанров, возникающее внутри литературных родов, а в ходе исторического развития литературы — в литературных направлениях.

Жанровая система


Слайд 25 принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике,

принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии);повторяющиеся в ряде

драматургии);
повторяющиеся в ряде произведений, особенности содержания (проблематика, принципы изображения

героев, тип конфликта, характер авторского осмысления действительности) - эти общие для произведений одного жанра стороны содержания принято обозначать термином жанровое содержание;
вид речи, использованной в произведениях (прозаическая или стихотворная);
объем произведений.

Литературные жанры определяются по ряду содержательных и формальных признаков, имеющих устойчивый характер: 


Слайд 26 Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового

Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания, то есть

содержания, то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе

с устойчивыми формальными признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания.

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ


Слайд 27 Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания

Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес

— преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть

в конфликтах и сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования — как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми. 

Романический тип содержания


Слайд 28 На первом плане — не судьбы и развитие

На первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а

характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование,

поведение и психологию. Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»).
Господство описательности — этот важнейший художественный принцип авторов нравоописаний — проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведений. Они складываются из серии «стоп-кадров» («очерков», «эскизов», «сцен»), образуя своего рода «хронику» жизни определенной среды в рамках избранной писателем исторической эпохи.

Нравоописательный тип содержания


  • Имя файла: rody-literatury.pptx
  • Количество просмотров: 175
  • Количество скачиваний: 0